http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=88947ae2-d3ce-4022-bf88-d3f23704be6f&print=1
© 2024 Российская академия наук

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ: ОТ ЭЛЕМЕНТОВ К СИСТЕМЕ

18.08.2008

Источник: Профиль, Борис Грызлов



Собирая и объединяя ресурсы, концентрируя их на важнейших направлениях, Россия в последние годы многое сделала для того, чтобы сформировать необходимые стране элементы инновационной системы.

Прежде всего, увеличено финансирование науки. В период с 2000 по 2007 г.г. суммарные бюджетные расходы на соответствующие цели возросли практически впятеро. В 6 раз увеличены ассигнования Академии наук. Уже сегодня есть исследовательские институты, которые, работая в рамках ФЦП, получают финансирование, измеряемое миллиардами рублей.

Эти тенденции будут продолжены. Согласно имеющимся на данный момент планам, в 2010 году бюджет направит на науку порядка 400 млрд. рублей (при этом Академия наук получит 60 млрд. рублей). Таким образом, можно констатировать, что Россия входит в число стран – лидеров по объемам государственной поддержки науки.

Растет внимание к развитию человеческого потенциала ВУЗов и исследовательских организаций – основе инновационной системы. В частности, разработана Федеральная целевая программа подготовки научных и научно-технических кадров. Бюджетные ассигнования в ее рамках составят более 80 млрд. рублей. Заметно растут и зарплаты ученых – хотя здесь, конечно, еще есть куда двигаться.

Важнейшим шагом стало формирование в России институтов развития. Поддержка инновационной деятельности и развитие наукоемких технологий – прямая задача большинства из них.

Так, активно работает Банк развития. Размеры его кредитного портфеля уже достигли 200 млрд. рублей, а в среднесрочной перспективе ожидается рост данного показателя в 4-5 раз.

Пока медленно, но все же разворачивается работа по развитию венчурного финансирования. Число проектов, получивших соответствующую поддержку, в нынешнем году должно вырасти в несколько раз.

Активно ведутся работы по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков. По оценкам специалистов, это позволяет радикально – с 15% до 85% – увеличить шансы на выживание малых предприятий.

Создана и начала работу государственная корпорация «Роснанотех».

Помимо институтов развития, значимую роль в инновационных процессах (особенно сейчас, на стартовом этапе) предстоит играть крупным технологическим компаниям, создаваемым преимущественно на базе государственных активов. Кроме собственно выпуска сложной и наукоемкой продукции, их функция заключается также в том, чтобы создать спрос на комплектующие и инжиниринговые услуги, способствуя тем самым развитию широкого круга предприятий, и особенно – инновационного малого и среднего бизнеса.

Появление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сформировало предпосылки для подъема авиационной промышленности. В прошлом году объем проданной продукции увеличился здесь до 230 млрд. рублей. В перспективе же эта компания должна войти в число мировых лидеров.

Значительные перспективы связаны с созданием Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Объемы выпуска продукции в этой отрасли составили в прошлом году лишь 132 млрд. рублей. Благодаря ее реструктуризации, а также реализации других мер государственной поддержки к 2020 году производство должно как минимум утроиться.

Это – лишь некоторые примеры. Корпорация «Росатом», «Ростехнологии» и другие холдинги – все они решают одну важнейшую задачу: создают механизмы коммерциализации наработанных в прежние годы и вновь создаваемых высоких технологий, превращения их в конкретный, востребованный рынком и приносящий прибыль продукт.

Инновационная экономика – это экономика знаний. Чтобы обеспечить их тиражирование, необходима соответствующая потребностям практики система образования.

В этой сфере работа также идет очень активно. С одной стороны, растут расходы консолидированного бюджета на образование. В 2007 году они составили порядка 1,3 трлн. рублей, увеличившись сразу на 24%.

С другой стороны, благодаря росту ассигнований в рамках национального проекта «Образование» началась реальная работа по модернизации отрасли. Ее цель – приблизить профессиональное образование к потребностям практики, повысить качество знаний и востребованность выпускников. А значит, создать условия для роста производительности труда, внедрения инноваций и разработки новых технологий.

Все это важные элементы инновационной системы; они, безусловно, необходимы. Но саму такую систему лишь предстоит создать. И нагляднее всего об этом говорят цифры. Так, в 2004-2006 г.г. инновационная продукция составляла в общем объеме отечественного производства немногим более 5%.

Уже из этого показателя видно, что основная задача сегодня – привлечь к инновационной деятельности как можно более широкий круг участников, вовлечь в нее частные предприятия, малый бизнес, самих ученых и изобретателей. Бюджетные средства и государственные решения нужны, но они должны не заменять, а лишь дополнять их инициативу и инвестиции.

Чтобы сформировать такую, принципиально новую для России ситуацию, предстоит, во-первых, ликвидировать избыточные административные и иные барьеры, препятствующие инновационной деятельности. И, во-вторых, создать систему стимулов, поощряющих проведение исследований и внедрение новых технологий.

Очень важный аспект – защита интеллектуальной собственности. Тот, кто вкладывает силы и средства в создание «ноу-хау», должен быть твердо уверен, что его права (а значит, и доходы от их использования) будут надежно защищены. Сегодня это сделать совсем непросто: например, из-за слабости соответствующей инфраструктуры получение патента часто обходится очень дорого. Государство, в свою очередь, должно создать все условия, чтобы имеющиеся в его распоряжении технологии (кроме тех, чей оборот на данный момент исключен по соображениям обороны и безопасности) передавались отечественным предприятиям для коммерческого применения.

Требуется и дальнейшая адаптация налоговой системы. Она должна в большей степени ориентироваться на создание благоприятных условий тем предприятиям, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, ведут собственные разработки или осуществляют модернизацию производства. Здесь предусмотрен самый широкий спектр мер. Это и ускоренная амортизация технологического оборудования; и освобождение от налогов средств, направляемых на образование сотрудников; и даже дифференцированная система акцизов, стимулирующая выпуск более качественной продукции (прежде всего, моторного топлива), а значит и внедрение новых технологий производства.

Наконец, государство должно продолжать и даже расширять прямую поддержку научных исследований. Здесь, при наличии инициативы со стороны предприятий, возможны самые серьезные шаги – например, софинансирование бюджетом НИКОР на приоритетных направлениях (таких, как разработка современных гражданских судов).

Эти и другие меры, направленные, по существу, на решение одной важнейшей задачи – рост нематериальных активов отечественной экономики и их капитализацию – требуют законодательного оформления. Речь идет о законопроектах «О передаче технологий» и «О патентных поверенных», об изменениях в налоговое законодательство, и многих других решениях, которые только предстоит выработать: вплоть, возможно, до специального закона об инновационной деятельности.

Индикатор успешности этой работы – рост не только государственных, но и частных расходов на науку и прикладные исследования. К 2020 году суммарные расходы на эти цели должны вырасти до 3% ВВП (сейчас они примерно втрое ниже).

Это одна из самых сложных задач, стоящих перед современной Россией. Но мы способны ее решить.