http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=892cc80a-3fa3-4993-a5c1-a0263cc6ae4a&print=1
© 2024 Российская академия наук

В ПОЛНУЮ СИЛУ. В РАН ЗАРАБОТАЛА НОВАЯ СИСТЕМА ЭКСПЕРТИЗЫ

10.02.2017

Источник: Поиск, Волчкова Надежда

Беседа с главным ученым секретарем Президиума РАН академиком Михаилом Пальцевым

В прошлом году в Российской академии наук был создан и начал работать корпус экспертов РАН. Таким образом, академия вплотную приступила к реализации своих новых, заметно расширившихся функций по научно-технической экспертизе, обозначенных в законе о реорганизации РАН. Поскольку в состав академии теперь не входят исследовательские институты, ей пришлось выстраивать экспертные механизмы, приспособленные к пореформенным условиям. О том, что для этого было сделано и как работает новая система, “Поиску” рассказал главный ученый секретарь Президиума РАН академик Михаил Пальцев.

- Михаил Александрович, как формировались новые подходы к организации экспертизы?

- В 2015 году при Президиуме академии был создан Экспертный совет РАН, главными задачами которого стали организация и координация работ по экспертизе. За прошедшее время было проведено четыре заседания Совета и пять заседаний его бюро. Для принятия решений члены Совета не всегда собирались вместе: регламент допускает заочное голосование. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Центр стратегического планирования развития науки, экспертизы и научного консультирования РАН.

Что сделал Совет для запуска нового экспертного механизма? Были разработаны научно-методические основы экспертизы - нормативная база, регламентирующая все стороны процесса, формы экспертных заключений. Налажено организационно-техническое, информационное и программное обеспечение процесса. Введен регламент, согласно которому устанавливается размер оплаты труда эксперта. Сформирован Реестр экспертов РАН, в который вошли 7265 ведущих ученых и специалистов из российских академических институтов, ведущих вузов, научных организаций разных ведомств и даже из других стран.

- Как организована работа экспертов?

- Каждый эксперт получил идентификационный номер, логин и пароль для работы в информационно-аналитической системе “Экспертиза РАН” и может через Интернет получать необходимые материалы по объекту экспертизы и размещать на своей странице результаты. Эксперты подбираются с использованием четырехуровневого рубрикатора в автоматизированном режиме с учетом указанной в их анкетах специализации и кодов государственного рубрикатора научно-технической информации. Члены Экспертного совета РАН и сотрудники отделений РАН по областям и направлениям науки обеспечивают бесконфликтность подбора экспертов по отношению к объектам экспертизы и авторам научного исследования.

- По каким направлениям ведется экспертиза?

- В соответствии с государственным заданием, академия, во-первых, должна оценивать научно-технические программы и проекты, предусматривающие проведение научных исследований и разработок. А именно: проекты межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация; проекты государственных программ, иных программ, стратегий и концепций, утверждаемых правительством; проекты программ, стратегий и концепций, утверждаемых или рассматриваемых федеральными органами исполнительной власти; проекты федеральных целевых программ; проекты программ развития федеральных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих за счет средств федерального бюджета фундаментальные и поисковые исследования, а также отдельные проекты в составе таких программ.

Во-вторых, мнение РАН является ключевым при оценке научно-технических результатов, созданных за счет средств федерального бюджета. В частности, речь идет об оценке результатов деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности.

В-третьих, эксперты РАН проводят анализ нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности, а также научно-технических решений и возможностей их применения по запросам Федеральной службы по интеллектуальной собственности и Суда по интеллектуальным правам.

РАН оценивает также и другие проекты, программы, документы, результаты научной деятельности, объекты государственной историко-культурной экспертизы, учебники, иные издания.

- Как выстроен процесс? Кто назначает экспертов и несет ответственность за результат?

- В зависимости от сложности проекта Экспертный совет РАН определяет необходимое для его оценки количество экспертов, в большинстве случаев - не менее трех человек. Междисциплинарные работы оценивают специальные комиссии, сформированные в соответствии с научными направлениями и техническими особенностями проектов. Окончательное решение принимает Экспертный совет РАН. Если экспертиза проводилась по заказу органов государственной власти, результат утверждает Президиум РАН.

Объем экспертной работы академии довольно велик, и ответственность высока. Поэтому мы нацелены на постоянное совершенствование процедуры оценки. В этом нам очень помогают профессора РАН. Созданная из их числа рабочая группа по формированию политики академического экспертного сообщества тесно взаимодействует с Экспертным советом РАН.

Сотрудничаем мы и с коллегами из других экспертных структур: Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Внешэкономбанка, с Грантовой и экспертной службой Фонда “Сколково”, экспертными структурами министерств и ведомств. Например, с научно-исследовательским институтом “Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы” подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве, проведении совместных исследований по методологии экспертной оценки и прогнозных исследований развития научно-технологического комплекса Российской Федерации.

- Можете подвести итоги проделанной экспертной работы?

- Прежде всего, необходимо отметить, что эксперты РАН принимали активное участие в подготовке проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и плана ее реализации.

В 2015-2016 годах проведена экспертиза более 50 программ и проектов. Это, например, такие федеральные целевые программы, как “Русский язык”, “Развитие образования на 2016-2020 годы”, “Повышение безопасности дорожного движения”, “Развитие транспортной системы России”, “Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб”, “Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости”, “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”.

Наши специалисты проанализировали программы развития десяти университетов, федеральных - Северного (Арктического) им. М.В.Ломоносова, Северо-Восточного им. М.К.Аммосова, Северо-Кавказского, Сибирского, Южного, Балтийского им. Иммануила Канта, Казанского (Приволжского), Уральского им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, Дальневосточного, а также Севастопольского государственного университета.

Оценивались проекты двух концепций - преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации и создания единой системы комплексной безопасности и защищенности объектов от техногенных катастроф на примере промыслов нефтегазового комплекса (по запросу МЧС России). Первый проект получил высокую оценку. Эта концепция сегодня уже прошла профессионально-общественные обсуждения и утверждена правительством. Второй проект также был оценен положительно: отмечено, что его реализация внесет существенный вклад в обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем.

Отдельно хотелось бы упомянуть проекты концепций научно-технических программ Союзного государства - “Разработка технологий производства и применения инновационных биотехнологических продуктов для повышения эффективности кормопроизводства и растениеводства (микробные биотехнологии в АПК) на 2017-2020 годы” и “Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных”. Эксперты отметили, что первая концепция имеет важное народно-хозяйст-венное значение: ее реализация обеспечит повышение экономической эффективности основных отраслей агропромышленного комплекса и устранит критическую зависимость АПК России и Белоруссии от импорта биотехнологических продуктов. Концепция второй программы, по мнению рецензентов, требует существенных доработок в части постановки задач и выбора способов достижения желаемых результатов.

Большая работа была проведена по запросу аппарата Правительства Российской Федерации, касающемуся планов мероприятий (“дорожных карт”) по развитию двух рынков Национальной технологической инициативы - “Хелснет” и “Энерджинет”. Эксперты РАН отметили, что представленные “дорожные карты” составлены на высоком профессиональном уровне и охватывают основные мировые тренды развития глобального рынка здравоохранения и энергетики, содержат сбалансированный набор сегментов, относящихся к отдельным направлениям развития рынков. Проведена оценка возможных социально-экономических эффектов от реализации этих инициатив. Позже “дорожные карты” “Хелснет” и “Энерджинет” получили одобрение Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию.

Кроме того, в 2015 и 2016 годах было проведено по 5000 экспертиз научных и научно-технических результатов, полученных с привлечением ассигнований федерального бюджета. Эксперты оценивали их содержание, полноту представления материалов, научную и практическую значимость. Если говорить об итогах 2016 года, более 60% проанализированных результатов признаны успешными, а около 400 исследований проведено на уровне, сопоставимом с мировым. Эти работы формируют самые перспективные исследовательские фронты страны. Эксперты рекомендовали финансирование 3468 проектов продолжить, а 1532 - завершить, в основном из-за отсутствия в них научной новизны.

В прошлом году проведено 100 экспертиз, связанных с оценкой результатов деятельности государственных научных организаций различных ведомств, включая Минздрав, Минкультуры, Минобрнауки, Минпромторг и другие. Анализ проводился в рамках референтных групп, перечень которых утвержден Межведомственной комиссией по оценке результативности. Лидерами в своих направлениях были признаны 45 научных организаций, 46 названы устойчиво развивающимися и обладающими достаточным кадровым потенциалом, остальные, по мнению экспертов, утратили научные позиции и перспективы развития. Заключения направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

По запросам Федеральной службы по интеллектуальной собственности и Суда по интеллектуальным правам в 2016 году академией было подготовлено 200 экспертных заключений по научно-техническим решениям и их описаниям, в том числе в части оценки их новизны и возможностей применения.

В порядке научно-методического руководства академическими организациями члены Экспертного совета РАН согласовывали проекты планов НИР организаций, подведомственных ФАНО России.

Я перечислил только основные объекты экспертизы РАН. Работа по анализу отдельных программ и проектов, особенно крупномасштабных, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Об этом могли бы подробнее рассказать руководители профильных экспертных комиссий.

- Можно ли сказать, что новая экспертная система в РАН заработала в полную силу?

- Да, для такого утверждения есть все основания.