http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=892d6ada-6262-4c4e-aaf9-683078428231&print=1© 2024 Российская академия наук
280 лет назад, 27 декабря 1725 года, состоялось официальное открытие первой в России Академии наук. Естественно, располагалась она в столице, в Петербурге, на Васильевском острове, который император Петр Первый намеревался сделать центром города.
Кстати, основана академия по проекту царя и утверждена сенатом почти за два года до официального открытия - 28 января 1724 года. По приказу Петра, поднявшего Русь на дыбы во имя замысленных им государственных реформ, закупались книги, приборы, оружие. В новую русскую столицу приглашались мастера, а в Европу император посылал для постижения наук молодых дворян. Да и сам Петр был охоч до знаний - в Европе он встречался со многими учеными, в том числе и с Исааком Ньютоном, а в 1717-м был даже избран почетным членом Парижской академии наук. По распоряжению Петра его подданные ходили в дальние экспедиции, что положило начало систематическому изучению географии России и науки картографии.
Иными словами, научная почва для создания научного учреждения была подготовлена, оставалось найти только участок земли для материального воплощения задуманного. Он был быстро найден. Под академию стали приспосабливать дворец Прасковьи Федоровны - вдовы царя Ивана Алексеевича, родного брата Петра. После открытия академии в бывшем дворце царицы, перестроенном под храм науки, находились инструментальные мастерские, книжный магазин, типография, географический департамент, рисовальный и гравировальный, или, как в ту пору говорили, градыровальный класс.
Первым президентом академии стал лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост, который и составил по его приказу "Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств". Смерть Петра помешала его принять, и до 1747 года работа научного учреждения строилась в соответствии с проектом Положения, а художественное отделение Академии стало в период правления Анны Иоанновны ареной внутренней борьбы. Следующий после Блюментроста президент Кейзерлинг вопрошал академиков: "Потребна ли Академия художеств Академии наук?" Оказалось, что потребна, но в 1742-м, при Елизавете Петровне, именно расширение штата художников стало одним из пунктов обвинения правителя канцелярии академии Иоганна Даниила Шумахера, положившего начало долгой тяжбе между ним и Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Примечательно, однако, что первым против немца выступил француз Жозеф Николя Де
лиль. Затем к нему присоединился русский ученый Андрей Мартов. Ну а в декабре 1745-го доношение в сенат Собрания профессоров Академии наук, подписанное единственным из шести подписавших русским человеком, коим был Михайло Ломоносов, едва не привело к отставке всесильного Шумахера.
К чему я об этом конфликте? К тому, что во многом благодаря ему вскоре под покровительством графа Ивана Ивановича Шувалова возникла Академия художеств отдельно от Академии наук. Но это уже другая история.
Здание Академии художеств, построенное Жаном Батистом Валлен-Деламотом и Василием Кокориновым (французом и русским) и сейчас украшает Университетскую набережную в Петербурге, а вот первое здание Академии наук не сохранилось. На его месте через сто лет по проекту архитектора Ивана Лукини было построено здание южного пакгауза Биржи, в котором много лет располагается Зоологический музей, относящийся к Российской академии наук.
Практически все здания на Биржевой площади, Университетской набережной и Менделеевской линии сегодня занимают научные учреждения РАН и Петербургский университет - кузница академических кадров нашей страны. То есть научная преемственность налицо.