НЕВИДИМЫЙ РЫНОК

26.02.2007

Источник: Секрет фирмы, Анастасия Джмухадзе

Кому достанется самая большая доля рынка размером $1 трлн?

Именно столько будут приносить к 2015 году продажи продуктов, созданных на основе нанотехнологий. Корпорации спешат включиться в гонку.

"Моя попытка привлечь внимание к проблеме имела результатом заголовки вроде „Принца Уэльского страшит кошмар "серой слизи"". К слову, я никогда не использовал этого выражения и не верю, что самовоспроизводящиеся роботы размером меньше, чем вирус, способны за один день неконтролируемого размножения уничтожить нашу планету", - оправдывался принц Чарльз на страницах газеты The Independent on Sunday.

"Серая слизь" (термин, введенный в оборот в 1986 году доктором Эриком Дрекслером) относится к области нанотехнологий - сфере науки и промышленности, где основным производственным "кирпичиком" является атом. Подобный масштаб конструирования позволяет создавать молекулы и, стало быть, вещества с заданными свойствами, что на практике означает возможность "заставить" продукт делать все, что задумает разработчик.

Молекулярное конструирование открывает потрясающие перспективы. Двигатель на основе бактерии, транспортная тележка из десятка молекул, робот-"подводная лодка", путешествующая по венам для борьбы с тромбами, борцы с раковыми клетками... Такова лишь верхушка айсберга. Ну и, конечно, те самые "наниты" - самопроизводящиеся нанороботы, строящие собственные копии из молекул, добываемых из окружающего вещества. К слову, они тоже могут быть невраждебными. Такие строители в состоянии конструировать новые материалы, придавая им удивительные свойства - от самовоспроизведения до самоочистки и ремонта.

С 2004 года в мире наблюдается настоящий бум нанотехнологий. По разным оценкам, ежегодный объем государственного финансирования в эту сферу составляет около $5 млрд, примерно столько же инвестирует частный бизнес.Ожидается, что к 2012 году эта сумма увеличится до $600 млрд, а через десять лет достигнет $1 трлн, превзойдя рынки электроники, медицины, химии и энергетики.

Россия имеет все шансы не остаться за бортом этого процесса. В конце прошлого года правительство России приняло федеральную программу развития нанотехнологий, предполагающую выделение 29 млрд руб. на пять лет начиная с 2007 года. В борьбу за бюджет уже вступили Московская, Пермская и Саратовская области, представив свои программы развития нанотехнологий на базе расположенных в этих регионах наукоемких производств и научно-исследовательских центров.

Несмотря на значительное отставание России от развитых стран в сфере нанотехнологий, такая индустрия у нас уже есть. По оценке главного редактора журнала "Российские нанотехнологий", академика РАН Михаила Алфимова, общий объем производства продукции, созданной с использованием нанотехнологий, находится на уровне 3 млрд руб. В основном это относится к сферам полупроводниковой и химической промышленности.

Сегодня нанотехнологий находят основное применение в производстве материалов с заданными свойствами, оптике, медицине и биохимии, электронике и сельском хозяйстве. На потребительском же рынке, по средним оценкам, существует не более 500 изделий, произведенных с использованием нанотехнологий. Неслипающаяся "наносоль", густой, но легко льющийся из бутылок "нанокетчуп" - сфера нанотехнологий с момента рождения была в одном шаге от спекуляций и прожектерства. Чего же искать потребителю на полках магазинов сейчас и в ближайшем будущем? СФ выбрал наиболее интересные нанопродукты.

ЕСЛИ, НАЛИВ В СТАКАН МОЛОКО, вы обнаружили, что оно красного цвета, не пугайтесь. Это означает, что вы столкнулись с продукцией компании Die Innovationsgesellschaft GmbH. "Расчет правильный: мы все с детства привыкли, что красный - это „стоп", - комментирует проект посетитель сайта компании. - Удобно, если испорченный продукт сам будет сообщать о том, что ему пора отправляться в мусорное ведро".

По результатам исследований европейцы готовы платить даже больше обычного за то, чтобы в холодильнике стояли продукты, которые станут следить за собственным сроком годности. "Сейчас многие продукты выкидывают только потому, что на упаковке просрочена дата, - говорит доктор Кристоф Мейли, специалист по нанотехнологиям Die Innovationsgesellschaft. - Но ведь это вовсе не значит, что продукт испорчен". Гораздо разумнее, по мнению разработчиков, если бы потребитель интересовался не датой, а реальным качеством продуктов. Помочь ему в этом и должны наночастицы, которые способны изменить цвет продукта в ответ на появление в его составе веществ, свидетельствующих о непригодности к употреблению в пищу.

"Когда речь заходит о принятии новых технологий, для потребителей питание - самая чувствительная область", - признает Кристоф Мейли. Тем не менее появление "наномолока" планируется уже в ближайшие год-два.

Наноклей

ЧЕГО ПОТРЕБИТЕЛИ ЖДУТ ОТ КЛЕЯ? Чтобы он крепко склеивал. А что если склеенное надо снова разъединить? До недавнего времени правило было таково: чем лучше клей, тем труднее это сделать. И еще меньше было шансов удалить клей без остатка. Нарушить традицию решили ученые из бременского Исследовательского института производственных разработок и прикладных материалов имени Фраунгофера (IFAM) совместно с химическим концерном Degussa. Они разработали "клей будущего", который способен приобретать или терять клеящие свойства при нажатии кнопки. Происходит это так. В обычный клей добавляют оксид железа, помещенный в слой наночастиц оксида кремния. При воздействии высокочастотного магнитного поля частицы колеблются в такт с полем, и в считанные секунды масса затвердевает. Для расклеивания вновь понадобится высокочастотное магнитное поле, причем такой же частоты, только несколько большей интенсивности. Технология уже опробована в лабораторных условиях, и до выпуска продукта на рынок остались лишь финальные тесты. "Пока есть лишь одно условие: чтобы склеенная вещь работала, одна из склеиваемых частей не должна проводить электричество. Мы много экспериментировали - процесс наномагнитного склеивания действует при самых разных сочетаниях материалов", - говорит Андреас Хартвиг из IFAM.

Нанотелевизор

"К КОНЦУ 2006 ГОДА наши мониторы на нанотрубках будут стоять в магазинах", - обещал в 2004 году ЯНГ Джун ДЖИЛ, старший технолог компании Samsung. В 2005-м Motorola представила очередной прототип дисплея - 12 см в диагонали и 3 мм толщиной. Теперь компания собирается представить готовый к массовому выпуску продукт.

Нанотрубки - образования из молекул углерода. Полые внутри, они обладают удивительными свойствами. При толщине несколько атомов они невероятно прочны, обладают хорошей электропроводностью и эластичностью. Эти свойства позволили создать телевизор нового поколения, где нанотрубки станут мини-аналогами привычных электронно-лучевых. Каждая из них будет соответствовать своей точке экрана, направляя туда пучок из трех цветов, с помощью которых формируется телевизионная картинка. Подобная конструкция позволяет сделать телевизор толщиной всего несколько миллиметров, с НDТV-разрешением (зерно может быть порядка микрона), контрастностью до 100 000:1 при отсутствии развертки и с энергопотреблением вдвое меньшим, чем раньше. При этом стоимость дисплеев с 30-дюймовым экраном, как обещают разработчики из разных компаний, должна оказаться на 30% ниже ЖК-дисплея той же диагонали.

Вслед за Samsung о подобных разработках в конце декабря 2006 года заявил концерн Sony, создавший совместно с компанией Investor Тех Gate фирму Field Emission Technologies Inc., общий размер инвестиций в которую составил 16,2 млн евро. Кроме того, в создание нанотелевизора включился альянс Toshiba и Canon. Как обещают представители обеих компаний, их революционный продукт может появиться уже к Олимпийским играм 2008 года. Эксперты предполагают, что к этому моменту объем рынка составит $113,5 млрд.



©РАН 2024