http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=898e5928-7d36-4bf2-af5c-89034654043b&print=1© 2024 Российская академия наук
По традиции отделения, которая зародилась 10 лет назад, каждый год в УрО присуждаются премии имени выдающихся ученых Урала, и лауреаты представляют коллегам свои результаты. Вот и нынче были вручены 17 наград: по восемь для молодых и для опытных исследователей (финансовое наполнение - по 50 тысяч рублей), а также Золотая медаль имени академика Сергея Вонсовского и 100 тысяч рублей.
Главную награду на сей раз получил выдающийся иммунолог, директор Института иммунологии и физиологии УрО РАН, председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, академик Валерий Черешнев, который, не афишируя, принял решение перечислить эти деньги на благотворительные цели. После церемонии вручения прозвучало восемь лауреатских докладов по широкому спектру направлений - от медицины до филологии, еще раз показавших, что слухи о неэффективности академической науки сильно преувеличены.
А накануне в агентстве “Интерфакс-Урал” состоялась пресс-конференция, где лауреаты в популярной форме постарались представить прессе свои достижения. И вот тут обнаружились характерные для наших реалий проблемы, причем у обеих сторон: и у журналистов, и у ученых.
Во-первых, собственно научное содержание выступлений явно затмила тема реформы РАН, по поводу которой и поступило большинство вопросов к академику Черешневу. Как будет функционировать Уральское и другие региональные отделения академии после принятия Закона о реформе РАН? Когда приступит к обязанностям создаваемое Федеральное агентство научных организаций и каково будет разделение полномочий между ним и академией? Что означает объявленный президентом страны годовой мораторий на кадровые и имущественные перемены в АН?
Общий смысл ответов был один: пока по-прежнему понятно, что мало что понятно. Мораторий мораторием, но инвентаризация имущества идет, штат ФАНО формируется, а каким образом все это будет работать, пока не знает никто, даже председатель профильного комитета Государственной Думы.
Во-вторых, из всего массива предложенной прессе научной информации больше всего журналистов заинтересовало имя одного из награжденных. Ведь 26-летнего кандидата наук из Института высокотемпературной электрохимии УрО РАН зовут не как-нибудь, а Дмитрий Медведев - практически так же (за исключением отчества), как и нашего премьера, первым озвучившего необходимость академической ломки. Замечательный повод для сенсации!
С другой стороны, некоторые уважаемые ученые общались с прессой на таком профессиональном языке, который не всегда понятен даже их коллегам из соседних институтов, не говоря об обывателе-налогоплательщике. В итоге большинство публикаций и сюжетов после встречи получились посвященными политике и молодому Дмитрию Андреевичу Медведеву. И это несправедливо, поскольку и на пресс-конференции, и тем более на сессии звучали имена как минимум ничуть не менее достойные и затронут круг тем, гораздо более разнообразных и интересных.
Открыл программу Общего собрания красивый доклад академика Черешнева “Иммунные механизмы воспаления”, построенный в форме ответов на возможные вопросы Сергея Васильевича Вонсовского - не только крупнейшего физика-
“магнетиста”, но и настоящего энциклопедиста, живо интересовавшегося всеми отраслями знаний, включая медицину и биологию. Речь шла о современном подходе к объяснению воспалительных процессов, а точнее о так называемом системном воспалении, в отличие от классического включающем кроме привычных понятий “бактерии” и “вирусы” новый класс инфекционных агентов, названных прионами.
Прион - белковая частица, которую определил в качестве возбудителя медленных, вялотекущих инфекционных заболеваний американский исследователь Стенли Прузинер, преодолев недоверие коллег. В 1997 году он получил за свое открытие Нобелевскую премию. Среди уже установленных прионных недугов у человека - так называемые болезни Куру, Крейцфельда - Якоба, семейная бессонница, у животных - трансмиссивная и губкообразная энцефалопатии и другие.
В числе “кандидатов” в прионные - болезни Альцгеймера, Паркинсона, боковой амиотрофический склероз и еще глаукома. Причем глаукому в “кандидаты” выдвинули уральские офтальмологи и иммунологи. Конечно, гипотезу, имеющую под собой все основания, которые привел докладчик, еще надо окончательно доказать, но если она подтвердится - борьба с распространенной и труднодиагностируемой болезнью глаз будет серьезно облегчена. Кроме того, концепция системного воспаления может помочь распознавать расположенность к старческим нейродегенеративным заболеваниям на предклинической стадии и продлевать жизнь потенциальным больным.
Темы семи других лауреатских докладов вполне могут стать основой отдельных публикаций для более-менее широкого круга читателей - повторимся, если авторы больше внимания уделят доступности изложения материала. Здесь назовем их конспективно. Доктор физико-технических наук Олег Наймарк (Пермь, Институт механики сплошных сред, премия имени академика Н.А.Семихатова, выдающегося конструктора автоматических систем) рассказал о так называемых структурно-скейлинговых переходах в неравновесных системах с дефектами. Говоря проще - об интереснейших исследованиях пермских механиков, результаты которых можно проецировать на любые сферы познания - от проблемы происхождения Вселенной до эволюции ДНК.
В сообщении доктора биологии Веры Позолотиной (Екатеринбург, Институт экологии растений и животных, премия имени Н.В.Тимофеева-Ресовского, в представлениях не нуждающегося) речь шла о последствиях действия радиации на растения по итогам исследований на загрязненных уральских территориях. Вывод неутешительный: сильное радиационное облучение приводит к изменениям живых организмов на генетическом уровне, часто необратимым.
Дмитрий Медведев (тот самый, получивший премию имени академика А.Н.Барабошкина, создателя уральской электрохимической школы) представил работу о новых материалах для твердооксидных мембран топливных элементов, использующихся в водородной энергетике.
Доклад доктора химических наук Константина Шуняева (Екатеринбург, Институт металлургии, премия имени знаменитого металлурга В.Е.Грум-Гржимайло) касался моделирования так называемых ассоциированных металлических расплавов.
Доктор биологии Ян Азаров (Институт физиологии Коми НЦ, премия имени В.В.Парина, работавшего на Урале известного физиолога) говорил о разработке новых методов, с помощью которых создан “электрический портрет” сердца животных с разными типами активации миокарда.
Доктор филологии Елена Созина (Екатеринбург, Институт истории и археологии, премия имени первого члена-корреспондента РАН, ученого-универсала П.И.Рычкова) представила коллективную монографию “История литературы Урала. Конец XIV - XVIII в.” - первый том фундаментальной академической истории словесности в регионе.
Наконец, доктор экономики Ольга Романова (Екатеринбург, Институт экономики, премия имени крупного экономиста-регионалиста М.А.Сергеева) рассказывала о возможностях гармонизации развития промышленных регионов в процессе новой индустриализации.
“Пореформенное” отличие этой сессии Общего собрания УрО от предыдущих - участие в нем действительных членов и членов-корреспондентов вливающихся в РАН академий: медицинской и сельскохозяйственной. Их в ареале Урала 14 человек, по семь на каждую. Не всем удалось приехать на Общее собрание, зато ректору Уральского аграрного университета академику РАСХН Ирине Донник предоставили возможность сделать обзорный доклад об основных достижениях аграрной науки Урала.
Достижения эти весьма заметны, здесь есть свои научные школы, причем не только в УрГАУ, развивающиеся в уральском и челябинском НИИ сельского хозяйства, других учреждениях. Спектр исследовательских направлений широк: от сохранения плодородия почв и выведения новых сортов культур до самых современных, таких как ДНК-диагностика, “органические” сельхозтехнологии. Ирина Михайловна выразила надежду, что интеграция ученых-аграриев в систему РАН принесет качественные плоды в переносном и прямом смыслах.
В заключение вернемся к пресс-конференции, точнее, к одному из главных ее героев Дмитрию Медведеву (куда ж без него?). Отвечая на вопрос журналистов, как самый молодой лауреат относится к академической реформе, Дмитрий сказал: “Да так же, как и старшее поколение. Такие преобразования с такой скоростью не делаются. Сейчас в умах ученых один вопрос: что будет дальше? Жить в условиях неопределенности крайне некомфортно”. “И какие ваши личные планы? За границу не собираетесь?” - продолжали пытать парня. “Я - нет, - ответил тот. - Постараюсь работать в прежнем режиме. Лет через пять-шесть планирую защитить докторскую”. Такой ответ вселил в собравшихся, что называется, сдержанный оптимизм.