Интервью вице- президента РАН Александра Некипелова

20.10.2008

Источник: ИТАР-ТАСС, Наталья Славина



По итогам проверок в РАН создан Отдел по интеллектуальной собственности, сообщил вице-президент РАН Некипелов

Отдел по инновациям и интеллектуальной собственности создан в Российской Академии наук /РАН/ по итогам проверок Генпрокуратуры. "Новая структура призвана кардинально улучшить учет результатов научно-технической деятельности, осуществляемой в институтах и организациях Академии", - сообщил в интервью корр. ИТАР-ТАСС вице-президент РАН, академик Александр Некипелов. По его словам, "о создании отдела Генпрокуратура была проинформирована на прошлой недели - 15 октября".

Он напомнил, что дважды в этом году – в начале июня и в сентябре - в РАН побывали с визитом сотрудники Генпрокуратуры, которые по итогам проверки "вынесли Академии два представления с замечаниями по некоторым видам деятельности, осуществляемой ее институтами и организациями". Как сказал вице-президент, "в надлежащие сроки – в течение месяца – РАН направила ответные письма Генпрокуратуре, в которых по каждому замечанию была предоставлена информация". Так, основные замечания в первом "представлении" Прокуратуры сводились к выявленным нарушениям законодательства об интеллектуальной собственности. По словам Некипелова, у Генпрокуратуры "был целый ряд претензий, и Академия согласна с тем, что в ряде случаев нарушения были". Однако среди главных замечаний Генпрокуратуры есть, например, претензия по поводу "отсутствия объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат РФ, несмотря на финансирование деятельности РАН из федерального бюджета". Однако, заметил академик, "исключительные права закрепляются за Российской Федерацией по закону в тех случаях, когда речь идет о достаточно деликатных вещах, например, военной сфере и других областях, где Россия желает сохранять свои исключительные права". "В других случаях закрепление прав за институтами на полученные за счет госсредств патенты соответствует и не противоречит закону", - заметил он. Некипелов выразил сожаление, что в ряде СМИ данное замечание Генпрокуратуры "создало впечатление, что РАН вообще не получает никаких патентов, и выделяемые государством огромные средства уходят на ветер". "Однако сама Генпрокуратура приводит данные, что только в 2007 году подведомственными РАН организациями при осуществлении научной деятельности получено 566 патентов, а всего за ними закреплено на настоящий момент 2 тыс 194 действующих патента", - подчеркнул академик.

Кроме того, особо отметил он, "было бы ошибочно считать, что все государственные средства, выделяемые РАН, в обязательном порядке должны воплощаться в патенты и конкретные результаты, подлежащие внедрению". "Первоочередная функция деятельности Академии, - напомнил вице-президент, - это проведение фундаментальных исследований, тогда как конкретные результаты, пригодные для вовлечения в хозяйственный оборот – это в некотором смысле побочный результат нашей деятельности". Вместе с тем "мы намерены совершенствовать и улучшать государственный учет результатов нашей научно-технической деятельности", заверил Некипелов. "Именно для этого и создана новая структура – Отдел по инновациям и интеллектуальной деятельности, который возглавит опытный в этой сфере специалист, доктор наук", - заметил он. По его словам, академики выработали "целую Программу мер по исправлению ситуации в данной сфере – уже даны соответствующие поручения, касающиеся точного исполнения законодательства в этой области".

Академики РАН планируют отказаться от сдачи в аренду своих помещений, сообщил вице-президент Некипелов

Замечания Генпрокуратуры в адрес РАН по управлению государственным имуществом объясняются "давно известными причинами – несовершенством законодательства в этой сфере". Такое мнение высказал в интервью корр.ИТАР-ТАСС вице-президент РАН, академик Александр Некипелов, комментируя результаты двух проверок деятельности РАН – в июне и сентябре этого года.

В частности, отметил Некипелов, "проверяющие обратили внимание на дублирование функций двумя действующими сейчас органами – МТУ Росимущества по РАН и аналогичным структурным подразделением, созданном уже в рамках самой Академии - Агентством по управлению имуществом". "Эти две структуры, в сущности, интегрированы между собой, и, по сути, являются одной структурой, возглавляемой академиком Леопольдом Леонтьевым", - отметил Некипелов. Однако, подчеркнул он, "это произошло в 90-х годах прошлого века, когда РАН – под некоторым, прямо скажем, давлением – вынуждено было подписать соглашение с существовавшим тогда Минимуществом о создании совместного органа". "Мы пошли на это только для того, чтобы снять сомнения по поводу того, как Академия управляет имуществом, и чтобы не было разговоров, что она что-то скрывает", - заявил Некипелов. Он считает, что "было бы более логичным и правильным, чтоб Агентство по имуществу РАН осуществляло бы весь комплекс прав, которые ей предоставлен законом о науке, а Росимущество контролировало, правильно ли мы это делаем, соблюдаем ли установленные правила". "Мы написали в ответе Генпрокуратуре, что не имеем ничего против изменения данного положения, однако РАН сама этот вопрос решить не может, и не вправе ликвидировать подписанное когда-то соглашение", - отметил собеседник агентства.

По словам академика, Генпрокуратура также высказала замечание по поводу того, что из более чем 1 тыс 200 земельных участков, находящихся в пользовании РАН, в реестр федерального имущества внесены сведения только о 191 участке. Однако, по его словам, причина этого – даже не в больших затратах, связанных с регистрацией каждого участка, а в том, что "в субъектах РФ крайне сложно зарегистрировать как федеральную собственность ту землю, которая находится в распоряжении РАН". Как пояснил академик, "спор возникает каждый раз, когда предстоит определить, какая земля относится к федеральной, а какая к субъекту РФ". По его словам, "часть регионов считает, что у РАН – особый статус, и из действующего законодательства очевидно не следует, что эта земля должна быть закреплена как федеральная". "РАН не скрывала участки, и не регистрировало их только потому, что не в состоянии была зарегистрировать", - заверил Некипелов. "В ряде случаев, наверняка, не дорабатывали и наши работники, - признал он, - но в целом это – системная, правовая проблема, решить которую было очень сложно, и она в действительности не решена до настоящего времени".

"Были претензии к нам и по аренде, - продолжил вице-президент РАН. - В ряде случаев мы согласились, что имели место нарушения, но где-то претензии не имеют никаких оснований". Так, заверил академик, "сведения обо всех арендных платежах в Центральной клинической больнице /а всего там заключено 20 договоров аренды/, поступили, в отличие от данных Генпрокуратуры, вовремя, и мы этот доказали". Однако, по его словам, "было замечание и принципиального плана – о многочисленных случаях размещения организаций РАН в помещениях других подведомственных Академии учреждений при одновременной сдаче в аренду своих площадей". Академик пояснил, что "законом о науке право сдавать помещения в аренду предоставлено не РАН, в целом, а ее институтам". При этом, "сдавая в аренду, институты занимаются по закону не предпринимательской деятельностью, а выступают как агенты правительства, - продолжил он, - поскольку вырученные от аренды деньги идут через Казначейство, и автоматически рассматриваются как дополнительное бюджетное финансирование с ограничениями по их использованию". "Поэтому с правовой точки зрения никакого нарушения нет", - полагает Некипелов. Вообще же, сказал он, "в Академии все больше укрепляется точка зрения, что в будущем необходимо прекратить сдачу помещений в аренду". "Постоянно слушать упреки и всякие забавные рассуждения вроде тех, что "посмотрите на Ленинский проспект, как в академических институтах автосалоны размещаются" – не хочется", добавил он. Хотя, заметил академик, "сдавать-то, по логике, надо тем, кто больше платит, так как сдача идет от имени государства, и деньги рассматриваются как дополнительные федеральные средства". Академия готова отказаться от аренды, продолжил он, тем более что эти доходы - "очень незначительная часть, имеющая значение лишь для институтов, распложенных в крупных центрах – в Москве и Петербурге". В настоящее время, по его данным, "сдается всего 5 проц помещений, и доходы от этого составляют чуть более 2 млрд руб в год – при бюджетном финансировании около 40 млрд руб". "К тому же около 40 проц всех наших доходов зарабатывают сами институты", - добавил он. Академик также напомнил, что "идею сдачи помещений в аренду придумала не РАН, а государство - в то время, когда практически не финансировало науку". "Это был способ спасения, как только можно", - подчеркнул Некипелов. При этом он заметил, что РАН одна из немногих государственных организаций, которая за последние десятилетия смогла сохранить практически все свои помещения в то время, когда другие их продавили, "и к ним претензий нет". Как считает вице-президент, для изменения ситуации, "должны быть внесены соответствующие изменения в закон, но пока их нет, РАН не может заставлять институты сворачивать эту деятельность".

Академики ответили и на замечание Генпрокуратуры о наличии более чем 200 незавершенных объектов строительства РАН. "Это – абсолютно верный факт, - подтвердил Некипелов. – При этом нам ясно, что либо объекты уже никогда не будут завершены, так как прошло много времени, и они потеряли актуальность, либо их строительство уже очень сложно потянуть". Однако, подчеркнул он, "реагируя на замечание Генпрокуратуры, мы поручили всем нашим институтам провести до 1 декабря инвентаризацию всех инвестпроектов с тем, чтобы принять решение, что с ними делать дальше". Что касается замечаний о вообще нереализованных инвестпроектах /в 2004-06 годах их было заключено 22, но исполнены лишь три/, то, как заметил вице-президент, "после 2006 года эта деятельность практически была прекращена, так как законодательство, по сути, сделало невозможным их осуществление". По его словам, "в течение периода, когда проекты должны были быть реализованы, постоянно менялись законы, что вело за собой традиционно длительный период приведения норм жизни и деятельности в соответствие с новыми правилами". "Изменения зачастую приводили к тому, что нереализованные к тому времени обязательства организаций РАН вступали в противоречие с новыми правовыми требованиями, и поэтому ряд инвестиционных договоров уже не действуют, либо находятся в замороженном состоянии", - пояснил он. "Нарушений быть не может хотя бы потому, что проекты и не начинались, а новые инвестиционные контракты после 2006 года РАН не заключала", - добавил Некипелов.

Он также заметил, что у Генпрокуратуры "есть довольно странное замечание по поводу того, что при осуществлении инвестиционных контрактов не проводится конкурс по предоставлению земли". "Но конкурс проводится по инвестиционному проекту, в целом, а если фирма выиграла его, то странно было бы передать землю кому-то другому по конкурсу, - с удивлением сказал академик. - Естественно, механизм предполагает, что земля закрепляется за тем, кто выиграл конкурс по инвестпроекту - это же должно соответствовать логике!". Вице-президент также ответил на замечание Генпрокуратуры о том, что в реестр государственного имущества внесены сведения не обо всех вновь построенных РАН объектов недвижимости. Он пояснил, что "прежний реестр около года назад был приостановлен, и Росимущество заявило о подготовке нового". "В дальнейшем этот процесс существенно затянулся, и только сейчас появилась новая пробная форма, которую надо заполнять, но Прокуратура вновь обвиняет в этой проблеме почему-то нас", - отметил академик

Мировой финансовый кризис будет продолжаться никак не меньше года. "В лучшем случае - до лета будущего года", - заявил в интервью корр. ИТАР-ТАСС вице-президент РАН, академик Александр Некипелов.

По его словам, "последствия кризиса будут серьезные, и не могут не сказываться на развитии экономики России". Основное негативное последствие, полагает академик, связано с "опасностью свертывания серьезных инвестиционных проектов, что заставляет вносить корректировки в оценку динамики". По его словам, необходимо "считаться с опасностью падения цены на нефть". Кроме того, полагает Некипелов, в связи с ограничениями инвестиций "возникнут трудности и на автомобильном рынке, в том числе грузовых машин". "Государству предстоит не допустить краха финансовой системы, но надо поддерживать и реальный сектор экономики, подчеркнул академик, - где-то формируя государственный спрос взамен падающего частного, где-то предпринимая другие меры поддержки". Он предположил, что в перспективе должны упасть, например, цены на недвижимость, в сфере которой "мы надули свой финансовый пузырь". "Но надо, чтобы это падение произошло спокойно, чтобы этот пузырь не взорвался, а немножечко сдулся, и для этого ресурсы есть", - заметил он.

По мнению академика, правительству придется внести коррективы в основные показатели макроэкономического прогноза. "Избежать падения темпов роста ВВП и промышленного производства будет невозможно", - считает он. Причем "эти темпы и так очень высокие, и их падение до 6-5 или даже до 4 проц в год - не только не станет трагедией, а по общемировым меркам вообще будет блестящим результатом, - отметил Некипелов. - И у нас есть все шансы остаться в зоне такого приличного экономического роста". По его словам, "с большой степенью уверенности надо сказать, что и оценки инфляции должны быть существенно повышены", - продолжил Некипелов. "Изменения будут внесены в прогноз экономического развития, - уверен вице-президент РАН. - Хотя в первую очередь нужно решать текущие проблемы". "Кейнс /Джон Кейнс - английский ученый, основатель макроэкономической теории, сформированной как ответ на Великую депрессию в США говорил, что долгосрочные перспективы - вещь хорошая, если остались живы краткосрочные", - с улыбкой напомнил академик.

Финансово-экономический кризис в мире стал показателем колоссального провала рынка в управлении рисками. Об этом заявил в интервью корр.ИТАР-ТАСС вице-президент РАН, академик Александр Некипелов.

По его мнению, "во всех странах будет идти большое переосмысление эффективности всей мировой финансовой системы, и каждая отдельная страна будет думать, как ей уменьшить риски, связанные с чрезмерной либерализацией". "Кризис идет от США, - признал он. - Но тот факт, что такого рода колоссальные провалы возможны, наводит на размышления, что что-то не так". "В США, - полагает Некипелов, - слишком была либерализована деятельность инвестиционных банков, и кредиты предоставлялись без оглядки, не оценивая должным образом риски, а в дальнейшем, когда на этих базовых кредитах стали вырастать производные ценные бумаги, риски многократно мультиплицировались". "И это – глобальный провал рынка в управлении рисками", - подчеркнул вице-президент РАН. Он выразил уверенность, что во всех странах, в том числе и России сложившаяся ситуация "приведет к очень существенному переосмыслению существующей финансовой модели, в том числе и либералами".

Как полагает академик, России также необходимо вырабатывать комплекс таких мер, способных изменить ситуацию. "Надо в целом в мире вести серьезную и трудную работу над реконструкцией всей мировой системы, но и каждая в отдельности страна будет думать, что ей делать". По мнению Некипелова, "в деле либерализации был перейден разумный порог, и необходимо оценить, как далеко он был перейден, и сделать шаги назад". По его словам, "совершенно ясно, что мы совершили ошибку полностью либерализовав валютное законодательство и движение капитала". Академик напомнил, что уже в начале этого века "шли большие дискуссии, и тогда же противники такой либерализации (к которым себя и причисляет Некипелов – прим. корр.ИТАР-ТАСС) говорили, что это чревато рисками, особенно для экономики, где финансовая система не очень устойчива". При этом вице-президент РАН заметил, что рисками чреваты даже те системы, которые казались устойчивыми. "И сейчас надо понять, будем ли мы оставлять полностью либерализованную систему или будем в нее инкорпорировать, не отказываясь, разумеется, и от движения капитала между странами, инструменты, которые ограничили бы влияние спекулятивных капиталов", - подчеркнул академик. "Для этого надо изменить законодательную базу", - заявил он. В частности, академик привел в пример налог, который предложил в начале 70-х годов прошлого века американский экономист, лауреат Нобелевской премии, Джеймс Тобин (названный впоследствии "налог Тобина"). Как пояснил Некипелов, "Тобин выступал за введение налога на покупку валюты, которая связана с выводом капитала, пробывшего менее года на территории страны". По этому принципу в ряде стран, напомнил академик, применялся принцип обязательного внесения "параллельных, дополнительных депозитов, которые нельзя изымать".

Банковская система в России, продолжил академик, пострадала от финансового кризиса не так сильно, поскольку "не оказалась в каких-то больших масштабах задействована в покупке ценных бумаг, основанных на ипотеке". Однако, по его мнению, "к нам финансовый кризис притекает по другому – в силу полной либерализации движения капитала, в результате которой возникла огромная задолженность частного сектора, в том числе банков". Некипелов привел данные ЦБ, по которым уже весной текущего года задолженность частного сектора превысила 400 млрд долл, из которых более 170 млрд приходилась на банки. "С точки зрения собственной логики они действуют вполне понятно, привлекая дешевые кредиты и осуществляя вложения, - отметил он. - Но теперь оказалось, что все это увязано с падением фондового рынка". Академик пояснил, что "многие, получая кредиты на Западе, использовали в качестве залога акции, которые необходимо дополнять при обесценивании". "А с весны этого года этот рынок у нас обесценился чуть ли не в 3 раза, и наши заемщики оказались в сложной ситуации", - продолжил он. "С одной стороны, - пояснил Некипелов, - практически не было возможности рефинансировать долг, взяв новые кредиты, а с другой стороны возникали проблемы с мобилизацией ресурсов в дополнении залогов".

В связи с этим вице-президент РАН высоко оценил оперативность принятия правительством РФ ряда мер по стабилизации рынка.

"Очень правильно, что правительство оперативно стало вмешиваться в ситуацию, не углубляясь в теоретические дискуссии о том, не является ли участие государства шагом назад к социализму". Вообще "подобные дискуссии в отношении, например, действий США являются, - как считает Некипелов, - полной глупостью". Он напомнил, что когда "в Чили банковская система оказалась в полном кризисе, Пиночет национализировал всю банковскую систему, привел ее в порядок, а потом приватизировал назад - и никому в голову не приходило обвинять его в приверженности социалистическим идеям". По словам академика, российское правительство также правильно приняло решение, оперативно «впрыскивая дополнительную ликвидность". "Хорошо, что не стали дискутировать о том, приведет ли это к дополнительной инфляции, - сказал Некипелов. - Когда вам на голову падает балка, думать о том, повысится ли инфляция на один-два пункта, это, по крайней мере, странно". По его мнению, в настоящее время надо анализировать последствия принимаемых мер и по необходимости вносить коррективы.

Так, Некипелов выразил сожаление, что правительство не сразу начало "интервенировать на фондовые биржи", существенные суммы, направляя просто на поддержание курса рубля. "Это было бы поддержкой наши заемщиков, которые испытывают сложности из-за обесценивания акций, находящихся в залоге, - считает академик. - И это было бы с коммерческой точки зрения абсолютно безопасной вещью, потому что никто не сомневается, что котировки акций Роснефти, Газпрома и других подобных компаний не имеют никакого отношения к их реальному состоянию, и в среднесрочной перспективе это стало бы выгодным вложением для государства". Выделение же резервов на удержание курса рубля на начальном этапе, считает Некипелов, "означало лишь то, что правительство и ЦБ субсидировали вывод капитала из страны". Он пояснил, что "при более сильном падении курса вывод капитала был бы дороже". "Тратя деньги на поддержание курса, они уходят на прямое спасение от кризиса, но когда используются деньги для кредитования своих банков, в дальнейшем эти средства государство вернет", - добавил он.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024