НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР «ИННОКАМ» КАК ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ СЕТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННЫХ ИННОВАЦИОННО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ

01.02.2016

Источник: Инвестиции в России, Леонид РАТКИН



В день Науки 08.02.2016 Российской академии наук (РАН) исполняется уже 292 года. Все три столетия старейшая отечественная Академия принимает активное участие в мировой научной жизни. Даже последние десятилетия, отмеченные непрерывной чередой далеко не всегда удачных реформ, не менее плодотворны: РАН по-прежнему в лидерах развития фундаментальной и прикладной, военной и гражданской науки. Например, при Ее активном содействии и научно-методической поддержке реализуются различные отраслевые и региональные инвестиционные программы, в т.ч., по созданию сети территориально-обособленных инновационно-производственных комплексов. Среди лидеров – научно-промышленный центр «ИнноКам».

Центр «ИнноКам» - детище отечественных ученых и промышленников, финансистов и экономистов. Как пилотный проект инвестиционной программы он представлялся не раз, и очередная презентация состоялась на «российском Давосе», - так называют в деловых кругах Гайдаровский форум, ежегодно проводимый в Москве с участием первых лиц Государства. На форуме 2016 года, состоявшемся в середине января, старались не вспоминать (и не напоминать!) о весьма спорной политике Е.Т.Гайдара в девяностые годы прошлого века (в частности, по отношению к российской академической науке!), а также о его дочери – Марии Егоровне Гайдар, с лета минувшего года работающей в Одесской областной государственной администрации и отказавшейся от российского гражданства для получения паспорта гражданина Украины. На главной пленарной дискуссии «Россия и мир: взгляд в будущее» ключевым спикером являлся Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев, на панельных дискуссиях выступали Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е.Нарышкин; министр здравоохранения и социального развития РФ (2007-2012), Председатель Счетной палаты РФ (с 2013) Т.А.Голикова; министр здравоохранения РФ, член-корреспондент РАН В.И.Скворцова; министр образования и науки Д.В.Ливанов; министр промышленности и торговли РФ Д.В.Мантуров; министр связи и массовых коммуникаций РФ Н.А.Никифоров; министр труда и социальной защиты РФ М.А.Топилин; министр экономического развития РФ А.В.Улюкаев; вице-премьер РФ (2000-2004, 2007-2011), министр финансов РФ (2000-2011), декан Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета А.Л.Кудрин; министр экономического развития и торговли РФ (2000-2007), Президент и Председатель правления ПАО «Сбербанк» (с 2007) Г.О.Греф, а также многие другие известные государственные и общественные деятели.

На панельной дискуссии по созданию территориально-обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам» с представительным участием Президента Республики Татарстан (РТ) Р.Н.Минниханова, министра транспорта РФ М.Ю.Соколова, министра энергетики РФ А.В.Новака, статс-секретарь – заместителя министра экономического развития РФ О.В.Фомичева, заместителя министра финансов РФ А.Ю.Иванова, заместителя министра экономического развития и торговли (1997-2007) и ректора Московской школы управления СКОЛКОВО (с 2013) А.В.Шаронова, и ряда других представителей органов государственного управления и бизнес–сообщества были представлены доклады генерального директора ПАО «Нижнекамскнефтехим» А.Ш.Бикмурзина и генерального директора Особой экономической зоны «Алабуга» Т.Н.Шагивалеева по инфраструктурному развитию региона и проекта. Согласно Стратегии «Татарстан-2030», предусматривается учет трех взаимосвязанных приоритетов: создание общественных институтов и экономических отношений с востребованностью в человеческом капитале, моделирование комфортного пространства для его развития, и формирования условий и предпосылок для его накопления. Главная стратегическая цель Стратегии – конкурентоспособный глобально-ориентированный на инновационное развитие экономически-устойчивый регион, являющийся драйвером роста «Волга-Кама». Предполагается лидерство по качеству взаимоувязанного развития научно-промышленных организаций и финансово-экономических институтов для формирования Татарстана как осевого Евразийского региона России с созданием комфортной среды в Альметьевской, Казанской и Камской экономических зонах. Например, Камская агломерация в РТ, включающая территории Тукаевского, Менделеевского, Елабужского, Нижнекамского и Заинского муниципальных районов и городского округа Набережные Челны, объединяет 1,0 млн.чел., что составляет порядка 26% населения РТ, формирует свыше 26% ВРП (410 млрд.руб.), более 17% с/х и 43% промышленной продукции РТ. В агломерации сконцентрировано 27% стоимости основных фондов РТ, свыше 40% инвестиций РТ, производится около 42% синтетических каучуков РФ и 54% полимеров РФ, каждый второй грузовой автомобиль в РФ и каждая третья шина в РФ!

Каковы преимущества и ограничения в развитии Камской агломерации? Помимо благоприятной институциональной среды для бизнеса, высокого качества человеческого капитала и формирования взаимоувязанного технологического комплекса со сложившимся инновационно-производственным и кадровым капиталом, среди «преимуществ и возможностей» - наличие крупных промышленных предприятий «технологических драйверов» и выгодное экономико-географическое положение. К числу «ограничений и проблем» можно отнести нехватку свободных земельных ресурсов в границах городов – «агломерационных ядер», их моноспециализацию, несоответствие существующей инфраструктуры (экологической, инженерной, транспортной, социальной, энергетической) всевозрастающим потребностям промышленности, непропорциональный рост производственных потребностей по сравнению с инфраструктурой и недостаточно высокая инвестиционная привлекательность с точки зрения качества жизни и возможности привлечения высококвалифицированных ресурсов из других регионов России и мира.

Как у любого инвестпроекта, есть плюсы и минусы у «ИнноКама». Положительная составляющая – в формировании одного из крупнейших в России центров создания добавленной стоимости на базе интеграционной платформы таких известных брендов, как «Камаз», «Форд Соллерс», «Татнефть», «Танеко», «ТАИФ», ОАО «Химический завод им. Л.Я.Карпова», «КГТУ» и многих других. Требующие неотложного решения «неудобные вопросы» - в повышении уровня экологической защиты, создания сети магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, неизбежная двукратная загрузка отдельных участков автомобильных дорог (вследствие увеличения грузопотока на 11,9 млн. тонн к 2020 году), форсирование подготовки специалистов и их сохранения (т.е. строительство жилья), и загрузка железных дорог со 110% в 2016 г до 200% к 2030 г.

В докладах отмечалось, что Камская агломерация может стать лидером промышленно-технологического развития российского полюса роста «Волга-Кама» с выходом на траекторию устойчивого развития при реализации ряда условий. Для развития транспортного каркаса Камской агломерации предусмотрено создание коридора «Европа – Дальний Восток», включающее строительство автомобильной дороги, соединяющей федеральную трассу М-7 «Волга» с Набережными Челнами и Нижнекамском, строительство моста через р. Каму в районе п. Соколки, реконструкцию участка трассы М-7 от Казани до Набережных Челнов, строительство сети путепроводов. По направлению «Передовая промышленность» («Модернизация системообразующих отраслей и внедрение инноваций») проекта «ИнноКам» запланирована поддержка экспорто–ориентированного импортозамещения с развитием отраслей и производств пятого и шестого технологических укладов. Выделено шесть кластеров: «Автомобилестроение», «Нефтехимия», «Производство полимерных изделий», «Неорганическая химия и минеральные удобрения», «АПК и пищевая промышленность» и «Деревообработка». Например, на Автомобилестроительном кластере предусмотрено развитие модельного ряда автомобилей ПАО «КАМАЗ» с модернизацией его производственных мощностей. Запланировано стратегическое партнерство с концерном «Даймлер» с развитием парка поставщиков комплектующих, рост объемов экспортных поставок, реинжиниринг производств, разработка и запуск в производство автотранспорта по стандартам Евро 5 и Евро 6 с развитием семейств автомобилей (включая спецтранспорт для ЖКХ) и автобусов на газовом топливе, разработка нового модельного ряда (включая семейство автомобилей КАМАЗ-2020, развитие лизинга, финансового сервиса, модернизации дилерской сети и послепродажного обслуживания.

В кластере «Нефтехимия» проекта «ИнноКам» якорными предприятиями являются ПАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», Нефтехимический комплекс ПАО «Татнефть» и АО «ТАНЕКО». Предполагается реализация ряда проектов в сфере импортозамещения, например, по производству отечественных катализаторов (зависимость от 50% до 100% от типа катализатора). Согласно отчетным данным по производству за 2014 год, шины, покрышки и камеры резиновые составляют 29% российского рынка, каучуки – 47% рынка РФ, пластмассы в первичной форме – 11% рынка РФ. В соответствии с проведенными маркетинговыми исследованиями, прогнозируется ежегодный прирост до 2020 года российского рынка полиэтилена, полипропилена, полистирола – на 5,5%, мирового рынка бутадиенового, изопренового и бутиловых каучуков – на 4,0%.

Среди ключевых проектов якорных компаний нефтехимического кластера следует отметить следующие. АО «ТАНЕКО» (ПАО «Татнефть») подготовил проект по строительству инновационного комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов с расчетной глубиной переработки высокосернистой нефти 95% (сейчас 74%) и увеличением объемов переработки к 2020 году на 60,9% (сейчас 8,7 млн. тонн в год, к 2020 году – 14 млн. тонн). ПАО «Нижнекамскшина» (ПАО «Татнефть») запланировал в рамках инвестпроекта «ИнноКам» реконструкцию подготовительного производства с увеличением мощности сборочного и вулканизированного оборудования. ПАО «Нижнекамскнефтехим» представил проекты по строительству производства «ДССК» (дивинил–стирольный синтетический каучук) и установки пиролиза мощностью 1,2 млн. тонн олефинов (2 очереди строительства, каждая из которых позволит производить по 600 тыс. тонн этилена). ОАО «ТАИФ-НК» подготовилась к строительству установки гидрокрекинга, производства серы и реконструкции товарно-сырьевых парков (технология позволяет на 95% переработать гудрон в нафту, керосин и дизель).

Отметим, что «ИнноКам» задумывался изначально как инновационно–производственный центр России, расположенный в пределах Камской агломерации. Он, по замыслу организаторов проектов, представляет «…территорию устойчивого развития и высокого качества жизни…» с реализацией модели интенсивного промышленного развития. Согласно представленным на форуме документам, Цель Концепции – в создании «…ведущего в России инновационно–производственного центра за счет развития промышленных и высокотехнологичных кластеров и эффективной трансформации накопленного промышленного и технологического капитала в высокое качество жизни населения». Но на что стоит обратить особое внимание при детальном анализе данного инвестиционного проекта? Конечно, на терминологию: что значит «территория устойчивого развития»? Согласно существующему законодательству, в разных регионах России создаются «территории опережающего развития», сокращенно «ТОРы». Так называют их не только за «закольцованность» научно-производственных циклов, но и за внутреннюю (разумеется, относительную) самодостаточность, позволяющую за фиксированный промежуток времени на ограниченной территории произвести (и воспроизвести) определенное (и заранее спрогнозированное) количество опережающих конкурентов продуктов и услуг за счет высокой степени концентрации финансово-экономических и научно-производственных ресурсов. Но что тогда такое «территория устойчивого развития» (назовем ее для краткости «ТУР»)? Такого понятия в нормативно-правовых документах нет! Что можно под «ТУР» подразумевать? Территорию развития, устойчивую по сравнению с ТОРом? Не секрет, что инвестиции, привлекаемые в проекты ТОР, более рисковые, но нередко и высоко (хотя и не всегда!) доходные. «ТУР» - это территория стабильного развития? Тогда за счет каких средств «ТУР» будет стабильно развиваться: государственных или частных капиталовложений? Каковы в данном случае гарантии возврата заемных средств и условия предоставления инвестиций? Или «ТУР» - это разновидность, точнее, высшая степень «ТОР»: территория устойчивого развития, опережающего «ТОР»? И как это выглядит на практике? Вот эта правовая неточность и неопределенность и требует прояснения для инвесторов в самое ближайшее время.

Вторая группа вопросов, инициируемая бизнес–сообществом при анализе инвестиционного проекта «ИнноКам»: кто выступал головным разработчиком, и кто его субподрядчиком? С кем из российских и иностранных компаний прорабатывался и согласовывался проект? Вопросы не праздные: инициированная высшим руководством российского государства стратегия не тотального, а избирательного, экономически выверенного и стратегически-обоснованного импортозамещения продукции и услуг неизбежно предполагает применение импортозамещающих управленческих технологий. Не утихающая с 90-х годов прошлого века (а может, и с более ранних времен) идея создать у нас свою отечественную «Силиконовую долину» каждый раз разрасталась до грандиозного проекта, на который либо не находилось необходимого объема средств, либо кадров, либо времени. И при этом не обращалось внимание на то, что маленькие «силиконовые долинки» на отечественных научных предприятиях существуют давно, тесно кооперируются и взаимодействуют по разным программам. Между этими «долинами» циркулируют слабые «финансовые ручейки», которые помогают подпитывать малые инновационные производства, и что нужно – это им не мешать разрабатывать инновационную продукцию, не создавать условия для оттока кадров в другие сферы или за рубеж, и по возможности, помогать научным предприятиям увеличивать объемы производства! Сколько отечественных академических институтов производили и до сих пор производят инновационную продукцию малыми тиражами и партиями именно потому, что «большие деньги» уходят в крупные проекты, которые по ходу реализации распределяются (иногда распыляются!), и до конкретных научных исполнителей доходят «экономические крохи», на которые после уплаты налогов и произвести порой нечего! Это не ставит под сомнение целесообразность реализации разработанного проекта «ИнноКам», но формирует принципиально иную задачу: как максимально эффективно, оптимально (по заранее заданным критериям!) и с наименьшими потерями интегрировать разработанный инвестпроект в Систему, в уже существующую единую «ткань финансово-экономических причинно-следственных связей и событий» так, чтобы «не разорвались» другие проекты, «не треснули по швам» утвержденные Программы, и не образовалась «очередная дыра» в бюджете!

Вопросы третьей (но не менее важной) группы, возникающие при ознакомлении с инвестиционным проектом «ИнноКам», были темой обсуждения на «российском Давосе» во все три дня форума. Насколько глубоко и сильно зависима Россия от импортных управленческих технологий? Как влияют на экономику РФ колебания цепочки цен «баррель-евро-доллар»? Если английская аббревиатура «barrel-euro-dollar» («BED») больше напоминает об уютной мебели, то ее русский аналог «баррель-евро-доллар» «БЕД» скорее свидетельствует о тревожности ситуации. В ходе дискуссий форума экономисты и финансисты, инвесторы и аналитики напоминали, что американская экономика уже неоднократно подходила к границе «технического дефолта», что не рассчитанная на огромный поток мигрантов европейская «шенгенская плотина» может в одночасье рухнуть, что в состоянии неустойчивого равновесия система долго находиться не может, и что российским специалистам надо определиться, какой Комплекс финансово-экономических отношений следует рассматривать как наиболее благоприятный для реализации инвестиционных проектов в меняющихся условиях. Это следует сделать для того, чтобы оправдать перед грядущими поколениями кредит доверия развития государства и общества в условиях экономической нестабильности и «глобальной турбулентности». Это необходимо выполнить как сложную и опасную работу по перемещению «груза ответственности» по неизведанному, трудному, но интересному и нужному маршруту. Определиться следует и для того, чтобы уметь в сложных условиях реализовывать востребованные обществом проекты до конца, быть готовыми прийти на помощь союзникам и партнерам, а значит, увеличивать оборонную мощь при постоянно меняющейся ситуации в мировых регионах. Поэтому крайне важно, чтобы «ИнноКам» не постигла участь не менее известного в свое время инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Ведь каждый проект – это компонент Системы, и ее части должны быть взаимосвязаны и согласованно работать на общее Благо, единое Дело…

В рамках форума также состоялась открытая лекция «Последние тенденции в распределении глобального дохода и их политические последствия» профессора Городского университета Нью-Йорка, ведущего экономиста Всемирного банка с 1991 по 2013 гг, профессора Бранко Милановича. Были проанализированы основные тенденции мирового финансово-экономического развития, рассматривались интересные результаты подписания приснопамятного Бреттон–Вудского соглашения, и были представлены выводы о целесообразности реализации отдельных положений, касающихся социального неравенства в разных странах.

Выводы и рекомендации:

1. Для повышения эффективности функционирования инвестиционной программы создания сети территориально-обособленных инновационно-производственных комплексов на примере пилотного проекта научно-промышленного центра «ИнноКам» необходимо усиление взаимодействия со старейшей отечественной академией – РАН. В частности, возможно развитие сотрудничества с региональным центром РАН – Казанским научным центром РАН, обладающим необходимым инновационно-производственным потенциалом, в т.ч., в сфере физиологии и биохимии растений, нелинейной теории оболочек, ядерного квадрупольного и электронного парамагнитного резонанса, двигателестроения и теплоэнергетики, молекулярной фотохимии и химии элементоорганических соединений.

2. Международное научно-промышленное сотрудничество, предполагающее привлечение отечественных и иностранных инвесторов для реализации пилотных проектов инвестиционных программ обуславливает внесение изменений в законодательство, регулирующее развитие малого и среднего предпринимательства в регионах. Целесообразно устранение противоречий в нормативно-правовой базе, в частности в определение единого порога применения упрощенной системы налогообложения (в Законе о поддержке малого и среднего бизнеса – 120 млн.р, в Налоговом кодексе РФ – 70 млн.р (от годовой выручки)) в размере 120 млн.р. Данное предложение обсуждалось на январском Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес – национальная идея?», на пленарном заседании которого выступил Президент РФ В.В.Путин.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024