http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8a810a6d-d136-41db-b3e5-0bf5506f3353&print=1
© 2024 Российская академия наук

СЛОВО В ЗАЩИТУ НАУКИ

09.09.2006

Источник: Московская правда, Леонид ПОНОМАРЕВ, член-корреспондент РАН

Полвека назад статью с таким названием вряд ли приняли бы к печати

В то время порыв к знанию был всеобщим, талантливые юноши стремились в науку, девушки морским офицерам предпочитали физиков, а число ученых в мире удваивалось каждые десять лет (в Советском Союзе и того быстрее - каждые семь лет). Сейчас в это трудно поверить даже свидетелям и участникам событий тех незабываемых лет.

Достижения науки последнего столетия впечатляют даже на бытовом уровне: телевизор и сотовый телефон, персональный компьютер и интернет, холодильник и микроволновая печь, стиральная машина и пылесос... И, тем не менее, общественный интерес к науке повсеместно снижается, а престиж профессии ученого упал до критической отметки. Практически исчезли (или выходят в ограниченном количестве) некогда общедоступные научно-популярные журналы, их место заняли сочинения магов, астрологов и откровенных шарлатанов от науки, телевидение прочно обжили инопланетяне, вампиры и привидения, там публично обсуждают вопрос о воскрешении мертвых, а в качестве экспертов приглашают богословов. Явление это общемировое, однако, в России оно приобрело катастрофические формы: согласно последним опросам общественного мнения, занятие наукой не входит даже в десятку престижных профессий. Причины этого явления многообразны, но сама тенденция несомненна и чрезвычайно опасна как для нашей страны, так и для мира в целом.

Первые ростки современной науки возникли в Древней Греции.

В V веке до новой эры там изобрели доказательство. По-видимому, это было одно из естественных следствий первой демократии: ни в Месопотамии, ни в Египте сама мысль о возможности разумных доказательств в голову не приходила. В последующие века авторитет церкви надолго заглушил эти ростки, и только в эпоху Возрождения их вновь стали культивировать. Во времена Реформации они пошли в рост, а век Просвещения вывел их на широкую дорогу Прогресса. Двадцатое столетие навсегда останется в истории как век науки, именно тогда на ее основе произошел мощный рывок техники. Но ошеломляющие успехи технологического прогресса породили эйфорию его самодостаточности. В XXI веке наука повсеместно теряет свой самостоятельный статус и вызывает интерес только как источник "инноваций". Тенденция эта доминирует в массовом сознании и, будучи поддержанной государственными установлениями, грозит со временем необратимыми и разрушительными последствиями.

Подобно воздуху, который мы не замечаем при дыхании, абсолютное большинство людей не осознают, насколько значимо научное мировоззрение в их повседневной жизни. Именно оно изменило сознание, быт и даже моральные категории цивилизованных народов. От обитателей Центральной Гвинеи и пустыни Калахари нас отличает не сотовый телефон с камерой (при минимальном навыке им смогут пользоваться и аборигены), а та изощренная совокупность научных понятий, которую мы впитали в себя через систему длительного образования. Понять без них, как работает сотовый телефон, нельзя, для этого надо иметь представления об электромагнитных волнах, полупроводниках, аккумуляторах, жидких кристаллах, физической природе цвета и звука, механизмах их физиологического действия... Такие знания не приносят немедленной практической пользы, но именно они кардинально изменили сознание цивилизованных наций и единственно отличают их от первобытных пастухов. К сожалению, важность таких абстрактных знаний и их отличие от конкретных умений мало кому понятны и столь же редко подчеркиваются.

Известно, что обиходный словарь крестьян не превышает пятисот слов: их достаточно, чтобы эффективно вести хозяйство и воспроизводить жизнь на протяжении многих поколений. Понятия "история", "культура", "философия", "наука" не входят в этот набор, хотя именно от них в конечном счете зависит жизнь человека, работающего на земле, равно как и судьба целых народов и государств. Эти высшие проявления природы человека не имеют цены (хотя каждое из них и может стать источником наживы и предметом торга). Все они возникли не сразу, а по мере становления и совершенствования человеческой природы. Наука - самое позднее проявление человеческого гения, но она - в том же ряду его самых значимых достижений. Утилитарная польза науки повседневна и очевидна, но ее высшая ценность в другом: в современном сознании научное обоснование - синоним истины и последний аргумент в спорах. Даже церковь отчасти признала это, оправдав Галилея спустя 350 лет после его осуждения.

Два истока питают науку: опыт счастливых изобретений и способность обобщать наблюдения. Колесо было изобретено до всякой науки. Точно так же громоотвод и паровая машина при всей их несомненной практической пользе стали предметом науки лишь после трудов Карно и Клаузиуса, Фарадея и Максвелла. Кто-то из великих сравнил науку с водой, а ее технологические следствия - с рыбой. Рачительный хозяин, думающий об устойчивом промысле, чистит и обихаживает рыбное озеро, а браконьер, озабоченный лишь быстрой добычей, готов выпустить из него всю воду - для него она только помеха. И уж, конечно, он не думает о том особом состоянии души, которое возникает на берегу озера при созерцании утреннего тумана и первых лучей солнца. Точно так же поступает знаменитая крыловская свинья, подрывающая корни дуба в поисках желудей.

Две основные проблемы стоят сегодня перед человечеством: поиск новых источников энергии и сохранение биосферы Земли. От первой зависит судьба нынешней цивилизации, от второй - сохранение вида homo sapiens. Обе эти проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены без участия науки - одной только технологической мощи недостаточно.

Для поддержания жизни человек ежедневно потребляет с пищей ~ 2,5 тыс. ккал, или ~ 10(7) Дж, т.е. средняя мощность жизнедеятельности человека составляет примерно 120 ватт. На протяжении тысячелетий этой энергии ему хватало, чтобы строить дома, растить детей, воевать. За счет энергии ветра, рек и домашних животных человек увеличил свою мощность до ~ 0,5 кВт, к концу XX века она выросла до 2 кВт, а общее производство энергии в мире - до 1,3к10(13) Вт. К середине XXI века прогнозируемая мощность энергетики мира (~ 3к10(13) Вт) сравняется с мощностью излучения недр Земли (3,2к10(13)Вт) и составит ~ 0,03% от мощности потока солнечной энергии, которая достигает ее поверхности (0,8к10(17) Вт). Точные "пределы роста" производимой энергии до сих пор не установлены, но несомненно, что именно от нее зависят хрупкое равновесие всех жизненных циклов на Земле и само существование человека.

Слова и понятия "экология" и "экономика" произошли от общего греческого корня, означающего "дом", но в наше время они оказались несовместимыми. Современная модель экономики, нацеленная на максимальное и быстрейшее извлечение прибыли, нарастающими темпами разрушает биосферу и тем самым ускоряет приближение экологического кризиса. Неолитическая революция и первые цивилизации Средиземноморья оставили после себя обширные пустыни. Научная революция и современная цивилизация способны опустошить всю Землю. Этот вывод - не пустая риторика, а результат многолетних научных исследований физиков, химиков, биологов, метеорологов, социологов, историков и ученых многих других ветвей науки. Эти знания никак не связаны с "инновациями", но именно от них зависит дальнейшая судьба разумной жизни на планете Земля.

Наука - базис нынешней цивилизации, но этот факт не должен заслонять более важное ее значение: это неотъемлемая часть культуры и основа современного мировоззрения. И в этом качестве наука подобна религиозным переворотам прошлого: буддизму, христианству, исламу. Но в отличие от религий, разъединяющих народы и нации (как известно, религиозные войны - самые жестокие и беспощадные), наука способна объединить обитателей Земли, ее понятия лишены национальных и религиозных разночтений. На пороге глобального экологического кризиса необходимость такого объединения становится все более очевидной. Маловероятно, что даже перед лицом общей беды политики сумеют договориться о согласованных разумных действиях без помощи науки. Ученые - единственное интернациональное сообщество с общей системой понятий и ценностей, для которого научная истина важнее сиюминутных выгод и приоритетов национального успеха.

Как известно, в процессе биологической эволюции всегда возникают мутации, часть которых довольно быстро исчезает, но другая их часть консервируется впрок и проявляется лишь тогда, когда изменившиеся внешние условия грозят уничтожить биологический вид. Эволюция не прекратилась и теперь, она лишь изменила свои формы: на протяжении тысячелетий тело человека осталось практически без изменений, зато его сознание изменилось неузнаваемо. И, быть может, наука - именно та мутация в развитии человеческого сообщества, которая спасет его в грядущих катастрофах. Только на основе науки можно надеяться предотвратить самоуничтожение человечества силами, которые наука же и вызвала к жизни. Поэтому ее основы каждый должен усвоить как можно раньше, подобно религиозным догматам прежних эпох.

Судьба науки в России - особая история.

Современная наука зародилась и окрепла в Западной Европе. Народы Запада, воспринявшие это новое знание, далеко опередили в своем развитии прежде цветущие страны Востока. В Россию наука пришла вместе с реформами Петра I. Не прошло и ста лет, как в России появились Пушкин, Глинка, Лобачевский, а к концу XIX века российская наука стала вполне самостоятельной и дала миру целое созвездие имен. Менделеев, Бутлеров, Столетов, Чебышев, Сеченов, Мечников, Павлов, Жуковский... Этот список можно продолжать долго.

Во времена революционной смуты Россия потеряла многих выдающихся ученых: достаточно вспомнить Зворыкина, Сикорского, Тимошенко, Ипатьева, Чичибабина, Леонтьева и сотни других известных имен. Но в целом большевики продолжили дело Петра: новая власть добилась поголовной грамотности населения и на государственном уровне культивировала уважение к знанию, учителям и ученым. Закономерным результатом этой политики стали достижения нашей страны во многих областях науки, а создание атомного оружия и космических ракет вывело Советский Союз в число мировых держав.

Реформы 1990-х в одночасье сократили финансирование научных исследований в 10-20 раз и поставили российскую науку на грань выживания. Кто-то уехал из страны, многие ученые ушли в фирмы и банки, а то и просто в "челноки". Так началось разрушение науки и системы образования, которые создавались в России на протяжении трехсот лет. Разрушение это носит системный характер: исчез самостоятельный раздел "наука" из долгосрочных программ правительства, упразднен особый статус государственных научных центров, ликвидирован отдел фундаментальных исследований в структуре Министерства образования и науки, разбираются на металлолом сложнейшие физические установки, а знаменитый Институт истории естествознания и техники с его уникальной библиотекой выселяют неведомо куда чтоб построить на его месте еще один элитный отель. (Любопытно, что этот погром его инициаторы пытаются обосновать вполне научно: появились уже заказные социологические исследования, из которых следует, что Академию наук пора реформировать - до основания, как всегда.)

Столь же планомерно "реформируется" образование: в школах математика и естественные науки сведены к минимуму, профессия учителя перестала быть уважаемой, а оклад профессора знаменитого Московского физтеха нынче меньше зарплаты дворника. Теперь уже мало кто помнит, что после запуска первого искусственного спутника Земли система образования в США была пересмотрена с учетом советского опыта. Последствия таких "реформ" скажутся не сразу, но, подобно изменениям климата, они на многие годы определят культурный ландшафт России. При нынешнем отношении государства к науке и образованию в России уже в следующем поколении не останется не только науки, но и квалифицированных экспертов, способных отличить истинное открытие от завиральных идей, которые сегодня множатся повсеместно. Следуя этому пути, мы действительно очень скоро превратимся в "Верхнюю Вольту с ракетами", как в недавнее время любили определять Россию ее недоброжелатели.

Известно, что мозг человека погибает через семь минут, если прекратить его питание кислородом, а чтобы родить, вырастить и воспитать новый, требуется 20 - 30 лет. Остается только надеяться на чудо и верить, что мозг России все же не погибнет. Хотя времени и оснований для такой веры остается все меньше.

***

При нынешнем отношении государства к науке и образованию в России уже в следующем поколении не останется не только науки, но и квалифицированных экспертов, способных отличить истинное открытие от завиральных идей, которые сегодня множатся повсеместно.