ВУЗОВСКИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ БЫТЬ УЧЕНЫМИ

08.02.2006

Источник: Гудок, Интервью подготовила Ольга МОЛЧАНОВА

Президент РФ Владимир Путин дал адекватный ответ вызову, брошенному России историей: либо мы великая держава, либо сырьевой придаток развитых стран

Ректор Ростовского государственного университета путей сообщения академик РАН Владимир КОЛЕСНИКОВ считает, что отраслевой научный потенциал сосредоточен в большой степени в транспортных технических вузах.

- Владимир Иванович, какое значение имеет наука в транспортной отрасли, в частности в железнодорожной, для экономики России?

- Президент РФ Владимир Путин дал адекватный ответ вызову, брошенному России историей: либо мы великая держава, либо сырьевой придаток развитых стран. Четыре национальных проекта, которые он предложил (жилье, сельское хозяйство, образование и медицина), - вот будущее нашей страны, основа возрождения образования и науки. А сегодняшний подъем отечественной экономики и рост самосознания граждан создают для этого необходимый фундамент.

Сложившаяся ситуация как никогда прежде, пожалуй, предоставляет транспортной науке возможности реализовать свои возможности, ведь в кардинальном обновлении транспорта должны быть воплощены именно перспективные технические решения, эффективность которых должна быть высокой на протяжении как минимум ближайших 10 лет.

Кроме того, ученые работают над проектами развития скоростного движения, повышения долговечности и надежности подвижного состава.

- У отраслевой науки есть необходимый потенциал?

- Считаю, что этот потенциал сегодня сосредоточен в транспортных технических вузах. Хотя пока их возможности используются далеко не в полной мере. Это негативно сказывается и на многих аспектах вузовской деятельности. Прежде всего на качестве подготовки инженеров, так как высокое качество учебного процесса могут обеспечить только преподаватели, активно ведущие научную работу.

Вузовские преподаватели должны в первую очередь быть учеными и только потом преподавателями. Знания устаревают. Преподаватель, ведущий постоянную научную работу, обновляет свои знания, чтобы учить не тому, что было двадцать лет назад, а современным достижениям в области науки и техники. Кроме этого, необходимо перестроить систему подготовки кадров таким образом, чтобы не только научить студентов профессиональному мастерству, но и научить их учиться самим. Транспортные высшие учебные заведения должны стать ведущими научными центрами.

- Высшие учебные заведения могут конкурировать с научно-исследовательскими?

- Высокая эффективность вузовской науки определяется рядом факторов, позволяющих ей успешно конкурировать с системами централизованных научных исследований, несмотря на более слабую техническую оснащенность. Это, во-первых, большой научный потенциал как в количественном, так и в качественном отношении, наличие крупных научных школ с мировым именем. Во-вторых, постоянная подпитка научного корпуса молодыми кадрами из числа перспективных аспирантов и студентов. Использование аспирантского и студенческого потенциала при проведении вспомогательных и технических работ позволяет значительно снизить себестоимость проведения НИР и ОКР.

- Какова сейчас взаимосвязь транспортной отрасли с академической наукой?

- Сотрудничество ученых-транспортников и ученых академической науки - перспективный и взаимовыгодный путь развития и внедрения новой техники, позволяющий повысить уровень фундаментальной составляющей вузовской науки, а в итоге и качество выпускаемых инженеров. Надо только правильно определить механизм и приоритеты этого сотрудничества - идти надо от проблем железнодорожного транспорта, предлагая совместное их решение, а не от научного багажа ученых или их интересов.

Уже давно назрела необходимость активизировать исследования в области транспорта в институтах РАН, создать для этого, к примеру, секции транспорта в отделении энергетики, механики, машиностроения и процессов управления.

Сейчас готовится встреча ведущих ученых РАН с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным. Считаю, что мы должны прийти на эту встречу с конкретными предложениями, где и какие технологии академических институтов могут быть использованы на железнодорожном транспорте, чем академическая наука может помочь в решении проблем, стоящих перед отраслью.

- Владимир Иванович, по вашему мнению, как можно поддержать талантливых молодых ученых?

- Хорошим примером поддержки ученых является компания ОАО "РЖД", которая стабильно и в больших объемах дает заказы ученым транспортных вузов и НИИ. При этом средства выделяются не только на прикладные работы, но и на фундаментальные, поисковые научные исследования.

Однако и сами учебные и научные организации не должны стоять в стороне. К примеру, в нашем университете введены университетские гранты за счет внебюджетных средств для молодых ученых. Размер гранта на год - 70 - 100 тысяч рублей.

Кроме того, для молодежи необходимо обеспечить и интересную программу научных исследований, а это во многом зависит от материальной базы. Например, мы в РГУПСе вкладываем много денег в развитие лабораторий, при финансовой поддержке руководства ОАО "РЖД" и Северо-Кавказской железной дороги закупаем уникальное оборудование для проведения фундаментальных исследований.

У нас есть лицей, техникум и медицинское училище, много разных факультетов, аспирантура и докторантура. Кстати, по этому пути сейчас пошли практически все крупные железнодорожные вузы - они становятся образовательными комплексами.

- Не так давно вы получили премию Президента РФ в области образования и науки. А над чем сейчас работаете?

- Над одной из важнейших проблем - проблемой взаимодействия "колесо - рельс - колодка". Наши исследования с использованием аналитических и тончайших экспериментальных методов показали, что одной из причин повышенного износа колеса являются обмен химическими элементами при взаимодействии материала колодки с металлом рабочей поверхности колеса и последующее проникновение элементов колодки в колесо. Это приводит к ослаблению материала колеса в поверхностных слоях.

Наши разработки позволят не только поставить диагноз, установить причины износа, но и восстановить поверхность колеса на макрохимическом уровне.

В завершение от всей души хочу поздравить своих коллег-ученых с профессиональным праздником.

Пожелать им здоровья, новых творческих работ, открытий и свершений.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024