http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8c6b1fca-588a-441c-ae25-6ad9eb4c3f70&print=1© 2024 Российская академия наук
“Ъ” разобрался, как политическая ситуация сказалась на образовательных контактах вузов РФ
Военная операция на Украине пока вредит научным и образовательным связям российских вузов с зарубежными университетами меньше, чем внешнеэкономическим связям отечественных компаний, но процесс разрушения академических контактов запущен. Как выяснил “Ъ”, ряд европейских учебных заведений — в основном из Германии, Польши и Чехии — уже временно заморозили традиционные контакты с российскими контрагентами по межвузовским обменам до разрешения ситуации. В этой ситуации некоторые российские университеты задумались о смене вектора академического сотрудничества: они уже планируют новые проекты и программы с государствами постсоветского пространства, а также с Индией и Китаем.
«Академическая наука и образование всегда были выше политических решений»
«Это было научное сотрудничество, нарабатываемое десятилетиями, а взамен началась травля, средневековье,— заявил “Ъ” ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской.— Сейчас в Европе все политизировано, но научные связи должны быть вне политики». По его словам, у вуза было более 200 связей с иностранными университетами, ряд которых постепенно разрывают партнерские отношения.
«Больше не работают с нами университеты Ганновера, Берлина — немцы активно отказываются от сотрудничества. Из Лондона пока тишина, но ждем»,— отметил господин Рудской.
В схожей ситуации оказались и другие вузы. В питерском Педагогическом университете имени Герцена “Ъ” рассказали, что о временной приостановке сотрудничества объявили Краковский университет в Польше, Фрайбургский университет в Германии, а также международный университетский консорциум «Университет Арктики». Однако от ряда вузов-партнеров университет получил письма с подтверждением готовности продолжать сотрудничество и академические обмены. В РАНХиГС “Ъ” рассказали об обращениях от зарубежных партнеров о прекращении сотрудничества, не уточнив, от каких именно: «С рядом из них были достигнуты договоренности о временной приостановке проведения учебных проектов с последующим возможным возобновлением сотрудничества. Мы не выступаем инициаторами разрыва образовательных и гуманитарных связей, который навязывают университетам зарубежные политики. Академическая наука и образование всегда были выше политических решений».
С Российским университетом транспорта заморозили контакты ряд немецких вузов и один вуз из Чехии. Тайм-аут взяли и иностранные партнеры Российского нового университета из Германии, Японии и Финляндии. НИУ МЭИ также получили официальное заявление о прекращении совместной программы сотрудничества от одного из европейских вузов.
Как сообщили “Ъ” в пресс-службе Пермского государственного национального исследовательского университета, все европейские партнеры университета взяли паузу по студенческим стажировкам и программам. В частности, Оксфордский университет сообщил о приостановке подготовки к проведению летней школы, сославшись на рекомендации МИД Великобритании и высказав надежду на продолжение сотрудничества в будущем.
Казанский федеральный университет сообщил, что «всего» три-четыре партнерских вуза Чехии и Германии направили письма о приостановлении или прекращении научно-образовательного сотрудничества и академических обменов. Среди них — Чешский технический университет в Праге, Масариков университет, Университет Менделя. В Уральский федеральный университет (УрФУ) «поступают единичные заявления от различных европейских вузов, где говорится, что они приостанавливают взаимодействие до разрешения кризиса». Прежде всего это университеты Чехии и стран Прибалтики. «Такая позиция не носит массовый характер — у УрФУ за рубежом более 400 партнеров»,— говорят там.
Как рассказали в Ижевском государственном техническом университете им. М. Т. Калашникова, взаимодействие на неопределенный срок приостановили только чешские вузы. У ИжГТУ около 50 вузов-партнеров из Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Что касается европейских стран, университет продолжает сотрудничать с Бельгией, Хорватией, Австрией, Испанией, Францией, Словакией, Италией, Германией, Венгрией и Болгарией. В пресс-службе Новосибирского государственного университета “Ъ” пояснили: из более чем 150 международных партнеров университета управление экспорта образования НГУ получило уведомление о приостановлении сотрудничества только от Европейского университета Виадрина (Германия).
По словам начальника управления международной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ) Анны Эбель, приостановлены заявки Университета Мерзебурга по программе Германской службы академического обмена DAAD на проведение летней школы для студентов из Германии и России. При этом не прекращен прием заявлений по индивидуальным грантам студентов из России на обучение в Германии. По данным вуза, академические обмены с российскими и белорусскими университетами приостановил партнерский Йенский университет из Германии, «включая любые виды академической мобильности, деловые и учебные поездки, исследовательские проекты». Партнерские университеты Германии предупредили, что ограничения будут действовать на ближайшие летний и зимний семестры. Также «до выяснения обстоятельств конфликта» перенесли на год грант на поездку преподавателей КНИТУ по программе академической мобильности «Эрасмус» турецкие вузы.
Ряд зарубежных вузов-партнеров Иркутского национального исследовательского технического университета также заявили о приостановлении программ сотрудничества. «В частности, это Вроцлавский технический университет (Польша),— заявил “Ъ” проректор вуза Степан Быков.— Похожая ситуация и по вузам Германии: все крупнейшие программы поддержки научных связей, прежде всего стипендиальные программы DAAD, приостановлены. Но, как показала практика, если получателем гранта является физическое лицо, то шансы на получение стипендии сохраняются».
В МГУ имени Ломоносова в очередной раз не ответили на запрос “Ъ”.
Отметим, в этой ситуации ряд вузов обсуждают не сворачивание, а смену вектора академического сотрудничества с зарубежными коллегами.
Так, ННГУ им. Н. И. Лобачевского прорабатывают новые образовательные проекты с партнерами в Индии, Казахстане, Китае, Узбекистане и других странах. Питерский Политех вместо европейских вузов, по словам Андрея Рудского, уже начал устанавливать связи с университетами Казахстана. «Акцент на новые направления и страны» планируют сделать и в РАНХиГС. «Наше международное сотрудничество не ограничивается странами Западной Европы,— заявил “Ъ” ректор МЭИ Николай Рогалев.— Мы широко ориентированы на выполнение программ в партнерстве с вузами Центральной Азии, странами ближневосточного и дальневосточного региона, государствами Африки и Латинской Америки. Незначительное число программ обмена будет сокращено. Это позволит нам переориентировать наши ресурсы в том числе на расширение совместных программ с университетами стран—членов Шанхайской организации сотрудничества». Российский университет транспорта получил от Китая новые предложения на проведение новых совместных проектов и сейчас договаривается о сотрудничестве. В Воронежском государственном техническом университете указывают, что сотрудничество в Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Вьетнаме и КНР «сохранено в полном объеме, а по некоторым программам будет только наращиваться»: «Планируется открытие представительств в Казахстане и Таджикистане».
Встречные образовательные тенденции
Между тем студенты-иностранцы, обучающиеся в российских вузах, а также приглашенные преподаватели стали задумываться об отъезде из страны.
«К глубокому сожалению, обучающиеся в университете стажеры, студенты, приглашенные преподаватели из Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Франции были вынуждены по рекомендации своих посольств возвращаться на родину, что прерывает их обучение, срывает отлаженный учебный процесс»,— рассказали в Пятигорском госуниверситете.
Ряд обучающихся в УрФУ по программам обмена и часть обучающихся на основных программах из Франции, Италии, Чехии, Бельгии также покинули стены вуза. «Они сделали это потому, что получили однозначные рекомендации от своего Министерства иностранных дел или университета покинуть Россию,— объясняют в пресс-службе вуза.— Они не хотят уезжать, их устраивает образовательный процесс, отношение к ним, и они с огромным сожалением покидают Россию. Мы предлагаем им перейти на обучение в формате онлайн или взять академический отпуск для того, чтобы вернуться к учебе спустя время».
Начальник отдела международных связей в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ Анна Шиловская предположила, что абитуриенты из Европы и США, которые ранее поступали на англоязычные программы магистратуры, не будут заинтересованы в обучении в России в этом году. Проректор по международной деятельности Иркутского национального исследовательского технического университета Степан Быков полагает, что вузы столкнутся с трудностями во время очередного набора иностранных студентов: «Им сейчас объективно сложнее будет в плане организации финансовых потоков, ведь карты иностранных банков не будут обслуживаться в России, трансграничные платежи тоже затруднены. Но через какое-то время эти схемы будут заново налажены».
В конце февраля уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила об отчислениях российских студентов из европейских вузов в связи с ситуацией на Украине. В Минобрнауки заявили, что в ведомство обратились 157 человек с вопросами о переводе из зарубежных вузов в Россию.
Большинство обращений студентов зарегистрировано из Чехии, Германии, Польши. В НИУ ВШЭ “Ъ” заявили, что туда поступило 108 заявлений от российских студентов о переводе из зарубежных вузов. В их числе студенты, обучающиеся в университетах Чехии, Польши, Германии, Австрии, США, Нидерландов, Франции, Словении, Испании и других стран. В вузе обещают, что они будут приняты или на бюджетные места, или на места за счет средств университета. В ряд других вузов, опрошенных “Ъ”, поступило по несколько подобных обращений.
Впрочем, многие российские университеты заявляют, что их студенты, которые сейчас обучаются за рубежом в рамках стипендий, грантов или совместных программ, с ущемлением своих прав не сталкиваются и продолжают учебу в обычном режиме.