http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8cf72ff2-320b-48ed-8cf6-c0318d549820&print=1
© 2024 Российская академия наук

Подайте академику на пробирку

11.10.2010

Источник: Московская правда, Александр ДАНИЛКИН

В то время как наши соотечественники, занимающиеся наукой за рубежом, получают Нобелевские премии, те ученые, что еще остались на Родине, вынуждены выпрашивать у государства деньги на исследования

Октябрьской революцией это не назовешь, а вот маршем российских рассерженных докторов наук и академиков будет в самый раз. Во второй половине октября в Москве на набережной напротив Белого дома пройдет акция протеста ученых мужей, которые надеются докричаться до правительства: «Академической науке так жить нельзя!»

Тысячи ученых не только в Москве, но и по всей стране собираются выйти на улицы и потребовать денег у тех, кто стоит у руля страны. Как это ни странно, но речь идет не о зарплате. Сотрудники Российской академии наук (РАН) требуют выделить им деньги на проведение фундаментальных исследований.

Благодаря этим исследованиям страна первой запустила человека в космос, построила атомные электростанции, получила нобелевских лауреатов. Словом, то, что совсем еще недавно вывело нас на передовые позиции в мире, почему-то вдруг оказалось не нужным. Хотя все ведущие мировые державы только потому и считаются ведущими, что деньги на науку и образование там выделяются в первую очередь.

- Финансирование Российской академии наук сегодня построено таким образом, что 90% всех выделяемых средств идет на зарплату, которая, кстати, довольно скромна, - говорит зампредседателя Московской региональной организации профсоюза работников РАН Владимир Юркин. - Еще какую-то мелочь выделяют на оплату энергоресурсов. Но мы даже не требуем денег на повышение зарплаты. Дайте нам средства на то, чтобы мы просто могли нормально работать, - на приборы, на оборудование.

Между тем самым новым оборудованием, на котором сегодня работают ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями, считаются приборы и аппараты, закупленные полтора десятка лет назад. На таких «динозаврах» довольно сложно успевать за мировым прогрессом, не говоря уж о том, чтобы опережать его. Но пятнадцатилетний стаж - это еще ничего, есть оборудование, вообще закупленное при царе Горохе.

На всероссийскую акцию протеста ученые решились, после того как поняли, что все их прежние попытки убедить власть не губить академическую науку закончились крахом. Академики написали уже не одно письмо и президенту, и премьер-министру, пытаясь объяснить им трагизм сложившейся ситуации. Однако все их послания наверх до первых лиц так и не доходили. Письма ученых просто передавались оттуда в Минобрнауки. Мол, разберитесь там. И уже тамошние чиновники давали банальные и ни к чему не обязывающие ответы. А вот президент и премьер-министр выйти на прямой диалог с просителями так и не решились.

Но, может, зря волнуются ученые? Казалось бы, какие поводы для беспокойства за российскую науку? Сегодня едва ли не каждый россиянин слышал про инновационный центр Сколково, куда решено направить многие миллиарды долларов. Действительно, это много. Но на Академию наук оттуда не поступит ни рубля. Что из этого Сколкова выйдет, пока еще не известно, а шальные миллиарды уже потекли туда рекой.

Российская академия наук на будущий год просит всего 5 миллиардов. Не долларов, а рублей! И натыкается на глухую стену непонимания. На следующий год ей обещают всего 2 миллиарда рублей. На эти деньги лаборатории не обновить, новые компьютеры, приборы и оборудование не закупить. На новые пробирки и то едва ли хватит. Лишь на то, чтобы с трудом выжить. Вот и приходится академикам, как побирушкам, выпрашивать деньги у государства.

Но догонять мировую науку на кривой, да к тому же еще и нищей козе, очень сложно. Потому-то и собираются сотрудники академии выходить на протестные акции.

Чтобы читатели поняли, сколь скромны запросы наших российских академиков, достаточно обратиться к мировой практике.

Так вот, запрашиваемая нашей наукой для нужд всей РАН сумма в 5 миллиардов рублей эквивалентна годовому бюджету... лишь одного европейского солидного университета. Уму непостижимо: ученым со всей страны приходится выпрашивать эту мелочь на всю российскую академическую науку. А им говорят: «Ни-ззя!..»

Но, загубив академиков, мы рискуем оказаться на одной ступеньке с самыми малоразвитыми странами, где современная цивилизация остается лишь далекой мечтой. Однако у нас, в России, в XXI веке еще приходится убеждать чиновников в необходимости и пользе науки. Бред какой-то, но это так.

Тем временем речь идет не о чем-нибудь абстрактном, а о выживании нашей науки. По официальным данным, сегодня средний возраст научных сотрудников РАН - около шестидесяти лет. Где взять молодую смену? А ее-то практически и нет. Она вся уехала за границу. За последнюю четверть века из страны уехали 200 тысяч ученых, которых с удовольствием приютили и в Америке, и в Европе. Заметьте, уехали как раз именно те, кто был в расцвете жизненных и научных сил. За границей они получили все условия для работы и для нормальной жизни. А могли бы работать в РАН на славу и могущество своей страны...

Набор добровольцев в зарубежные научные лаборатории продолжается до сих пор. Иностранные менеджеры уже на старших курсах начинают присматриваться к нашим наиболее талантливым и перспективным студентам. И предлагают им переезд за кордон со всеми вытекающими последствиями. Устоять перед такими соблазнами мало кто в состоянии.

Вот и продолжается до сих пор утечка лучших российских мозгов за границу. А все разговоры о том, как создать нормальные условия для работы российских ученых здесь, дома, остаются пока лишь благими пожеланиями. Достаточно напомнить, что сегодня аспирантская стипендия составляет всего полторы тысячи рублей. А когда нашим молодым ученым предлагают место за границей, то речь идет для начала, как минимум, о нескольких тысячах долларов. Выдержать такую конкуренцию Российская академия наук не может.

Смех сквозь слезы: на сегодняшний день в РАН работают 100 тысяч сотрудников. Это ровно в два раза меньше, чем уже уехало из новой России в поисках лучшей доли за границу. Если такая тенденция сохранится и далее, то совсем скоро денег для российской науки давать будет и некому, и не на что. Чтобы наша наука выжила, с протестом против равнодушия властей и выйдут на улицы академики, доктора наук и все остальные труженики. Один из героев «Двенадцати стульев» говаривал: «Подайте бывшему депутату Государственной думы!» Но вот теперь и академиков довели до ручки. Посмотрим, какими словами они будут мотивировать свои просьбы.