ТОМСКИЕ АКАДЕМИКИ НЕ ИСКЛЮЧАЮТ СОКРАЩЕНИЯ И СМЕНУ РУКОВОДСТВА В НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ
08.10.2013
Источник: Новости в Томске
Об этом действующий председатель Томского научного центра СО РАН Николай Ратахин и главный ученый секретарь ТНЦ СО РАН Алексей Марков рассказали сегодня на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс».
В конце сентября президент Владимир Путин подписал закон о реформе Российской академии наук, а также указ «О Федеральном агентстве научных организаций». Теперь правительство должно разработать положения об агентстве, которое будет управлять имуществом РАН. «Депутаты и сенаторы хотят закрепить обязанность агентства отчитываться о проводимых операциях с имуществом академии, а также то, что главой агентства должен быть академик РАН. Однако последнее слово все равно останется за правительством, полагают депутаты», — пишет «КоммерсантЪ».
«Первый тайм, если выражаться футбольными терминами, академия наук скорее проиграла, чем выиграла. Потому что сначала шла речь о том, что ФАНО будет просто управлять имуществом, а сейчас в законе прописано, что к агентству отходят все научные институты — не только здания, но и оборудование. Их сотрудники будут финансироваться тоже, наверняка, по линии ФАНО. Роль академии наук таким образом, сокращается — с одной стороны, говорят, что там выдающиеся ученые, с другой стороны — их по сути отодвигают от науки. Сейчас пока неясно, как ФАНО будет взаимодействовать с академией наук, еще не выпущены подзаконные акты. Но по слухам, все идет к тому, что намечаются какие-то значительные сокращения — в том числе и в Томском научном центре СО РАН. Когда это произойдет, непонятно. Этот закон, конечно, стресс для людей, поэтому в ТНЦ сотрудники по-разному реагируют. Некоторые уже в панике ищут работу. Это больше относится не к ученым, а к персоналу, но тем не менее. Другие люди наоборот мобилизуются, пытаются как-то проявить себя», — сообщил Алексей Марков.
Говоря о вопросах имущества ТНЦ СО РАН, Николай Ратахин отметил, что в этом вопросе для академиков также много непонятного.
«Да, есть какая-то институтская территория, которую нужно осваивать. Но кто был в Академгородке, знает, что территория, прилегающая к нашему центру, является предметом наших забот. Мы чистим там лес и так далее. Вряд ли там можно разместить какие-то постройки. Есть у нас еще склады, транспортный отдел. Если заниматься самобичеванием, то, конечно, и их можно продать, сказав «А зачем они!». Что касается «внутренней начинки» института, это очень важные, я бы сказал даже — уникальные установки. Если придет новый хозяин и скажет: «Это надо, а это — нет», тогда вообще будет поставлен под сомнение вопрос «что такое исследовательская деятельность». Меня-то можно сменить, не вопрос. Лишь бы пришел умный, талантливый человек. Пусть проявит себя и найдет больше партнеров по работе, существенно повысит эффективность работы. Но вообще-то это должен быть ученый, а не управленец», — подытожил Ратахин.