http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8e713f69-5557-4d98-aaa0-65d9799b2445&print=1© 2024 Российская академия наук
Академик Андрей Зализняк </source> рассказал в понедельник вечером о берестяных грамотах, найденных археологами в минувшем полевом сезоне, и продемонстрировал расшифровку и перевод текстов некоторых из них, в частности, магического заклинания, написанного на одной из грамот.
Берестяные грамоты, которые археологи стали находить в начале 1950-х годов, являются важнейшим источником данных об истории древнерусского языка и культуры.
Академик РАН, доктор филологических наук Андрей Зализняк начал заниматься изучением текстов берестяных грамот с 1980-х годов.
Уже около десяти лет каждую осень он читает традиционную лекцию, посвященную грамотам, которые удалось найти в прошедшем сезоне, демонстрируя собравшимся методы расшифровки и перевода их текстов.
В этом году желающие послушать ученого до отказа заполнили большую поточную аудиторию 1-го гуманитарного корпуса МГУ - люди стояли в проходах плечом к плечу, сидели на полу у доски и перед столом лектора. Начало лекции слушатели встретили аплодисментами.
Академик Зализняк отметил, что этот год был сравнительно "урожайным" на грамоты. Всего археологи нашли 12 документов, тогда как в сезоне 2007 года в Новгороде не было найдено ни одной грамоты; был обнаружен лишь один текст в городе Старая Русса Новгородской области.
"Правда, основной раскоп, Троицкий, как и следовало ожидать, находясь на уровне первой половины 11-го и даже конца 10-го века, ничего не дал. Но зато в этом году появились несколько параллельных раскопов, разной масштабности, и несколько из них дали нам грамоты", - сказал ученый.
Он добавил, что в Троицком раскопе была найдена цера (табличка для письма, покрытая воском) первой половины 11-го века, но, к сожалению, без текста.
Одна из грамот, по словам Зализняка, была найдена не на раскопках, а во время археологического наблюдения за инженерными работами.
ЗАГАДКИ ГРАМОТ Затем ученый перешел к рассказу о самих текстах древних документов, и начал с самой короткой грамоты, на которой было лишь девять букв - загадочное слово "ГЕОНЕГОНЕ". Эта грамота 13-го века, получившая номер 973, была обнаружена в августе на Борисоглебском раскопе на улице Оловянка.
Зализняк отметил, что слово "геона" - древнерусская форма слова "геенна", а вторая часть слова, по всей видимости, должно означать "огненная". Эти два слова, слитые в одно, были вероятнее всего магической формулой, заклинанием, сказал ученый.
"Вся хитрость состоит только в том, что этот человек решил записать это как одно слово. И это по-видимому не совсем нечаянно. Самое вероятное, что это нашелся "доброхот", который своему соседу подложил это под пол... В качестве магического заклятия. Так что это замечательный текст, который представляет собой вид малого заговора, малого заклятия", Вторая грамота, о которой рассказал Зализняк, была найдена при раскопках в епископском дворе и относится к первой половине 14-го века. В ней всего несколько слов, но академик Зализняк, показал, что и в них можно найти что-то интересное.
В частности, в ней встречалось выражение "говори владыце" - "говори владыке". Ученый отметил, что в древнерусском языке слово "говорить", "говор" обозначало слитный шум, ропот, который производит толпа, но не членораздельную речь. В частности, в Повести временных лет оно встречается именно в этом значении. Во многих диалектах глагол "говорить" описывает птичий гомон.
Зализняк сказал, что это первый известный случай, когда слово "говорить" употреблялось в современном значении. Ранее оно встречалось в грамотах, но все они относились к более позднему времени.
Ученый также разобрал берестяное конца письмо 14-го века, найденное у Епископских палат и получившее номер 964. Оно обращено к господину Елизару, которому автор посылает вместе с неким Ларионом "клещов" (древнерусское название лещей).
Кроме того, Зализняк подробно разобрал текст грамоты номер 963, которая примечательна тем, что ее можно датировать весьма точно - она была написана между 1416 и 1421 годом, когда новгородским епископом был Симеон, которому и адресовано послание.
Во время лекции ученый неоднократно обращался к слушателям с просьбой предложить собственную дешифровку того или иного неясного места, выслушивал аргументы и спорил с ними.