От науки к образованию один шаг
15.11.2011
Источник: Наука и технологии России,
Σ Еникеева Альфия
Чему может поучиться нынешнее поколение учёных, педагогов и журналистов у великого русского мыслителя Михаила Ломоносова…
Чему может поучиться нынешнее поколение учёных, педагогов и журналистов у великого русского мыслителя Михаила Ломоносова и как правильно следует распорядиться его научным наследием, обсуждают в эти дни в Московском государственном университете на международной научно-практической конференции «Михаил Ломоносов и современная европейская научно-образовательная традиция». Мероприятие, проходящее в рамках празднования 300-летнего юбилея выдающегося русского исследователя, продлится до 17 ноября.
«Наука – национальное достояние России, как и “Газпром”, но есть разница: “Газпром” работает с невозобновляемым сырьём, а наука – с возобновляемыми ресурсами», – отметил в своём выступлении академик РАН, профессор химфака МГУ Анатолий Бучаченко. Распоряжаться этими ресурсами надо правильно. Великий помор, который «мудростью своей превзошёл мудрость эпохи», прекрасно это понимал. Ломоносов вошёл в историю не только как выдающийся учёный, но и как великолепный администратор науки и образования.
Он создал в России не только высшие учебные заведения, которые находились вне системы духовно-религиозного образования, но и химическую лабораторию, где провёл первый в нашей стране практикум для студентов.
Ломоносов понимал, что для эффективного взращивания собственных Платонов и Ньютонов необходимо три вещи: тесная связь науки и образования, непрерывность образования и академическая мобильность.
Владимир Трухин: «По возвращении из Германии в Петербурге Ломоносов нашёл учёное и учебное дело в самом жалком положении» Во времена Ломоносова в Академии наук в Санкт-Петербурге преимущественно работали учёные иностранного происхождения, которые русских людей не обучали наукам, как это задумывал Пётр I при её создании. «Ломоносов поставил задачу подготовки собственных научно-исследовательских кадров и отстаивал идею обеспечения междисциплинарности в науке», – рассказал декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов.
«Ещё обучаясь [в Германии] у профессора Вольфа, Ломоносов видел, что плодотворная научная деятельность обусловлена не только личными занятиями учёного, но и созданием школы для подготовки научных работников, – согласился с ним декан физического факультета МГУ Владимир Трухин. – [По возвращении на родину] в Петербурге он нашёл учёное и учебное дело в самом жалком положении. Но Ломоносов не мог ограничить свою деятельность только научными исследованиями, как это делали его иностранные коллеги. Он видел перед собой другую задачу – создание и обеспечение в России возможности научной работы».
Так в нашей стране появилась первая химическая лаборатория, где учёный мог не только выполнять научные исследования, но и обучать молодых коллег, и Московский университет. «Проект университета был подготовлен на демократических основах бессословности и широкой автономии. Преподавание в МГУ велось не на латыни, а на русском языке», – пояснил Карпов.
«[Кроме того], Ломоносов говорил о том, что гимназисты и студенты получали весьма малое жалованье и претерпевали скудость. Он полагал, что необходимо давать жалованье, достаточное для того, чтобы учащиеся не отвлекались от занятия науками», – добавил Трухин.
В свою очередь, ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что при создании университета Ломоносов большое внимание уделил «непрерывному занятию науками»: «Его проект университета был далёк от копирования. Он не только соединил гуманитарное и естественно-научное образование на медицинском, юридическом и философском факультетах, но и связал университет со школой. При университете была создана гимназия.
Кстати, этого принципа непрерывности научного образования стараются придерживаться и в Северном (Арктическом) федеральном университете, созданном на родине Ломоносова, в Архангельске, рассказала ректор САФУ Елена Кудряшова. По её словам, при вузе создана гимназия, где обучаются талантливые дети со всей Архангельской области. Также университет активно сотрудничает с РАН и МГУ, что позволяет поддерживать тесную связь между наукой и образованием.
«Наш университет построен на тех основах, о которых писал, говорил и которые пытался реализовать Ломоносов. Это академическая автономность, образование, основанное на науке, академическая мобильность, развитие новых научных направлений и центров компетенции», – уточнила Кудряшова.
Ломоносов понимал, что приращение знания – это дело всего общества, сошлись во мнении участники пленарного заседания. Надо не только следовать основным принципам развития науки и образования, о которых писал Михаил Васильевич, но и правильно распорядиться его огромным научным наследием, которое изобилует гениальными прозрениями.