http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8e949339-6ee7-4794-8ce0-87024db40815&print=1
© 2024 Российская академия наук

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ПРОЙДУТ СЕРЬЕЗНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ

22.04.2005

Источник: Известия,НАТАЛЬЯ ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

Проблема школьных учебников все чаще оказывается в центре внимания общественности

Проблема учебников все чаще оказывается в центре внимания общественности: все помнят "историю" с учебником истории Игоря Долуцкого или недавно возникшую тему тройственной экспертизы учебников (РАН, РАО и Минобрнауки). Только что в "Известиях" прошел "круглый стол", посвященный проблеме доступности и качества школьных учебников.

Директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаак КАЛИНА сказал, что к началу учебного года все новые учебники пройдут серьезную экспертизу Российской академии наук и Академии образования. Если раньше к экспертизе привлекались отдельные представители двух академий, то сегодня она становится системной. Такое усложнение оправдано тем, что отныне учебники будут более высокого качества. К тому же экспертиза сможет естественным образом уменьшить их несметное число.

По мнению директора Института содержания методов обучения РАО Михаила РЫЖАКОВА, одним из главных недостатков учебников является то, что их авторы не умеют говорить на языке 13 - 14-летних подростков. Поэтому книги, написанные замечательными учеными, часто оказываются невостребованными на практике. Наиболее же успешными оказываются учебники, написанные людьми, много лет проработавшими в школе и не утратившими умения разговаривать с ребятами на их языке. Все знают эти имена: это учебники Коровкина по истории, Перышкина по физике, Киселева по математике... Они шлифовались в течение многих десятилетий. Сегодня, к сожалению, учебники приходят в школу почти "с колес". Генеральный директор издательства "Просвещение" Александр КОНДАКОВ считает, что нет ничего страшного в том, что в федеральном перечне 1100 наименований учебников. Учитель должен иметь право выбора. Другое дело - вопрос качества. Минобразование сломало старую схему лицензирования учебников: был Федеральный экспертный совет и учебник получал заключение трех рецензентов. Экспертиза двух академий имеет свои позитивные стороны. Ответственность несет академия, а не отдельные эксперты.