Новая федеральная контрактная система может решить бюрократические проблемы в российской науке

22.08.2011

Источник: Наука и жизнь, Елизавета Ясиновская

Сегодня одна из самых острых организационных проблем российской науки — это регулирование закупок для нужд бюджетных научных учреждений и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (так называемых НИОКР)


 «На самом деле ученые не любят заниматься закупками, не хотят знать про существование тендеров… Они предпочитают заниматься наукой, — «отшутился» Евгений Шеваль, старший научный сотрудник НИИ Физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского МГУ имени М. В. Ломоносова. — Но ситуация с 94-ФЗ толкает их на другое».

«Ситуация с 94-ФЗ» — это многочисленные неудобства, связанные с конкурсными процедурами Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который, по мнению ученых, совершенно не приспособлен для регулирования научной деятельности. Только в нынешнем году представители науки несколько раз выступали с предложениями вывести из под действия этого закона научно-исследовательские организации и университеты. Внесение поправок в закон заметных улучшений не принесло, и в апреле 3000 молодых и 149 «опытных» ученых подписали открытое письмо Президенту России, которое было полностью посвящено последствиям применения 94-ФЗ. По мнению Евгения Онищенко, научного сотрудника Физического института им. П. Н. Лебедева, 94-ФЗ «настроен только на ту ситуацию, когда государственный заказчик четко знает, что ему нужно получить: хлеб, консервы или компьютерную программу». Но, когда речь идет о получении новых знаний через фундаментальные исследования, нельзя предсказать, будет ли результат положительным или отрицательным.

И вот теперь Министерство экономического развития РФ представило общественности новый проект с рабочим названием «Закон о федеральной контрактной системе». Он основывается на модели контрактной системы США и призван в корне изменить принцип государственных закупок вообще — и в науке в частности.

Ключевой момент — это новый подход к мелким закупкам, которые успели стать для ученых настоящей «рутиной». По словам Сергея Цыганова, начальника управления ориентированных исследований РФФИ (Российского Фонда Фундаментальных Исследований), сегодняшняя проблема доходит почти до смешного: «От покупки карандашей и туалетной бумаги до перелетов за границу — ко всему приходится применять 94-ФЗ».

Другое новшество: проект предусматривает вывод из-под действия Федерального закона №94 всех грантов для бюджетных учреждений. При этом на грантовую систему должны перейти фундаментальные и поисковые научные исследования, как это делается за границей, а контрактная система охватит прикладные разработки. Основное внимание должно будет уделяться не соблюдению формальных процедур, а результату и качеству продукта, полученного в результате государственной или муниципальной закупки.

Сегодня основной упор делается на самую выгодную цену того или иного контракта, поэтому многие конкурсы выигрывают некомпетентные исполнители, предоставившие заниженную, демпинговую цену. «Во многих случаях закупить по принципу «лучшей» цены какие-нибудь химические реактивы означает загубить научное исследование, — считает Александр Наумов, директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки РФ. Кроме того, неотъемлемой частью научной деятельности являются конференции, семинары, выставочно-ярмарочная деятельность, приуроченная к каким-либо событиям на традиционных площадках. Но нынешние конкурсы по заниженной цене приводят к тому, что традиционные конференции организуются другими людьми на никому не известных площадках.

Наконец, самое главное: по новому закону, если он будет одобрен и вступит в силу, исследовательская организация, один раз выиграв конкурс по 94-ФЗ, сможет далее во всех вопросах закупок товаров и услуг действовать по своему усмотрению. Все ее «шаги» будут ограничиваться набором самых необходимых процедур и общественным контролем — подобная «прозрачность» уже порадовала многих представителей научной общественности.

 



©РАН 2024