НУЖНО РАСТИТЬ ТАЛАНТЫ!

20.09.2007

Источник: Союз (приложение к газете Российская газета, Иван Жданович

Так считают академики Жорес Алферов и Анатолий Достанко, которых связывают общее дело и дружба

 ЭТА крепкая мужская дружба родилась еще в 70-е годы.
Анатолий Достанко, парень из небольшой белорусской деревни, полвека назад поступил в Таганрогский радиотехнический институт. Еще студентом увлекся полупроводниковыми структурами, или гетеропереходами (теперь их называют гетероструктурами). Похожими проблемами на более высоком уровне Жорес Алферов занимался в Ленинграде - там земляки-белорусы и встретились впервые. Сначала студент Достанко приезжал к Алферову на практику, а потом они делали доклады на научных конференциях.

- Я сам придумал тему исследования, а начинал с того, что на кремниевую подложку наносил поликристаллический слой германия, - рассказывает заведующий кафедрой электронной техники и технологии Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) академик А. Достанко. - Тут стоит пояснить: гетероструктура - это когда тесно, как спаянные, контактируют два полупроводника с различными ширинами запрещенных зон. Слой германия я расплавлял электронным лучом, а затем расплав тянул по более холодной подложке. Он превращался в монокристалл и точно повторял структуру подложки кремния. Кстати, еще студентом получил патент на это изобретение, а на конференции молодых ученых и специалистов в 1965 году награжден дипломом за лучший доклад "Германий-кремниевые гетеропереходы". Потом, работая в вузе, продолжал исследования.

Именно о таких экспериментах и рассказывал молодой ученый коллегам. Тогда, заметим, пара кремний-германий считалась неперспективной для применения в лазерах, светодиодах. Тем более лестно было ему услышать слова одобрения, поддержки от Ж. Алферова, который в Физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе уже давно занимался гетероструктурами.

- Жорес был молодой, энергичный и удивил меня тем, что по Питеру ездил на мотоцикле: "Ява" у него, кажется, была, - вспоминает Анатолий Павлович. - С тех пор и дружим, встречаемся. Хорошие отношения сразу сложились, может, потому еще, что мы земляки. Жорес Иванович с большой любовью вспоминает своих родителей и старшего брата Маркса, который совсем молодым погиб на войне. Отец Иван Карпович родом из города Чашники, что на Витебщине. А малая родина матери Анны Владимировны - местечко Крайск Логойского района, на Минщине.

И в науке академики - родственные души. Анатолий Павлович считает Жореса Ивановича своим учителем. Когда он написал докторскую, уже в Минске (здесь академик работает с 1970 года), Алферов был на защите оппонентом. Заметим, есть в научной судьбе академика Достанко и московский вектор сотрудничества. Он и защищался в Московском институте электронной техники, его научным руководителем был известный ученый Юрий Чистяков, создатель физико-химических основ технологии микроэлектроники.

- С Жоресом Ивановичем мы сотрудничаем и в научном плане, - говорит академик. - В частности, в Минске была создана ионно-плазменная установка для лаборатории Алферова. Наши коллеги ее и теперь используют при изготовлении приборов на гетероструктурах. Месяца не проходит, чтобы мы с ним не переговорили по какому-то вопросу: потребность такая есть - и для души, и для дела. Если возникают душевные или другие проблемы, то обсуждаем их по нескольку раз в день. Жорес предельно внимательный и обязательный человек. Он никогда не оставит в беде.

Много лет академики дружат и семьями. В 1977 году Жорес Алферов отдыхал на озерах Любанщины (Анатолий Павлович родом из тех мест), там ему очень понравилось. Как раз тогда у друга родился сын, и Жорес Иванович стал Павлу крестным отцом.

Вскоре у академиков появится еще одно общее дело: в Беларуси создается международный Алферовский фонд. Сначала, как писала пресса, шли разговоры лишь о белорусском отделении. Как известно, Алферовский фонд уже работает в Санкт-Петербурге: Жорес Иванович создал его при своем научно-образовательном центре (НОЦ). По белорусским законам в Беларуси можно открыть разве что его представительство при МИДе, но у него - несколько другие функции.

- Алферовский фонд задуман для поддержки образования и науки, в первую очередь - талантливых молодых людей, - говорит А. Достанко. - В России, кроме того, он оказывает помощь вдовам крупных ученых, которые остались без мужей, - им зачастую трудно выживать. В этот фонд Жорес Алферов вложил часть своей Нобелевской премии. Он, кстати, получал и другие премии - "Глобальная энергия", Демидовская, Киото (одна из крупных в Японии) - и пополнял фонд. Недавно в Сербии Алферову вручены премия и медаль, которые утвердили братья Карачи как знак признания его большого вклада в создание всевозможных лазерных структур и светодиодов. Пополняется фонд и за счет различных пожертвований: они поступают от организаций, ученых, других частных лиц.

После консультаций в белорусском Минюсте друзья-академики приняли решение: нужно создать в Беларуси международный Алферовский фонд. Теперь в этом направлении, по словам Анатолия Павловича, идет активная работа. Сам Алферов согласен внести в новый фонд несколько тысяч долларов. Предполагается, что он будет создан уже к концу года. Впоследствии, когда структура окрепнет, будут открыты филиалы в других странах - на то он и международный. Создатели фонда готовы сотрудничать со всеми, кто заинтересован в поддержке молодых научных талантов. Как известно, Алферовский фонд в Санкт-Петербурге организует различные конференции именно для молодых ребят. Успешно участвуют в них и витебские гимназисты. Будучи недавно в Витебске, Жорес Алферов принял решение: выплачивать некоторым из них стипендии из Алферовского фонда уже теперь, не дожидаясь его создания в Беларуси.

- Мы намерены при помощи международного Алферовского фонда широко привлекать юных интеллектуалов из Минска, регионов Беларуси к участию в научных исследованиях, - рассказывает о планах А. Достанко. - И не только по физике, но и другим направлениям науки и техники. Ведь при создании, к примеру, твердотельных структур, при изучении газовых, жидких сред, их взаимодействия между собой нужны знания в разных сферах науки. Думаю, это весьма важное дело: помогать талантам расти, вселять в молодых исследователей уверенность в том, что их труд будет востребован и достойно оценен. Мы намерены как можно больше молодых ребят увлечь серьезной, прорывной наукой, помочь им правильно выбрать профессию, дело жизни. Кстати, в зените научного успеха Г. Галилею было 25 лет, И. Ньютону - 25, М. Кюри - 29, А. Эйнштейну - 26, Н. Бору - 28, Н. Басову - 30 лет.

- А как предполагается строить взаимоотношения между российским и международным Алферовскими фондами?

- Если сказать парадоксально, то, думаю, это будут параллельные прямые, которые часто пересекаются, - улыбается белорусский академик. - Мы будем широко использовать наработки коллег. Скажем, когда фонд проводит конференции, то перед их началом в Питере собираются ведущие специалисты, ученые не только России, но и мира. Помню, в 2005-м, когда отмечалось 75-летие Алферова, в Россию впервые приезжали сразу 20 нобелевских лауреатов из разных стран. Некоторые выступили в НОЦе перед молодыми исследователями. Думаю, такое им запомнится на всю жизнь. Я уверен: работа международного Алферовского фонда в Беларуси будет не менее интересной по содержанию и форме, нужной и полезной.

 



©РАН 2024