http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=900d723e-2961-4128-a688-22bd7f34b927&print=1
© 2024 Российская академия наук

Неизвестные величины

16.12.2021

Источник: КОММЕРСАНТЪ, 16.12.2021, Дмитрий Кабалинский



В каких региональных вузах получать образование

Состав высшей лиги отечественного образования всем хорошо известен: в существующих академических рейтингах из года в год фигурируют, как правило, одни и те же вузы. А есть ли за ее пределами достойные университеты? Для ответа на этот вопрос Ассоциация составителей рейтингов совместно с рейтинговым агентством RAEX подготовили пилотную версию локальных рейтингов вузов России.

В локальные рейтинги, отдельно составленные для каждого федерального округа страны, вошли 327 вузов из 79 регионов России. В списках впервые появились сильные специализированные вузы, которые из-за узкого профиля оставались за бортом институциональных списков. Кроме того, расставлены по местам региональные вузы, качество работы которых во многом определяет тренды и темпы развития регионов России. Локальные вузы являются главными поставщиками кадров на местные рынки труда, они формируют научный потенциал и социальную среду на региональном уровне.

Результаты локальных рейтингов говорят о высокой конкурентоспособности медицинского образования в России — медицинские вузы доминируют в верхней части рейтингов почти всех федеральных округов. Сильные стороны медицинского образования — высокая кадровая и финансовая обеспеченность: по числу сотрудников в расчете на студента медвузы в 1,8 раза опережают участников рейтинга с иной специализацией, а по удельному финансированию превосходят конкурентов в среднем в 1,6 раза. Медицинское образование, в том числе постдипломное, высоко востребовано на рынке труда — по численности обучающихся по программам дополнительного образования медвузы превосходят иных участников исследования в 2,7 раза, а по доле обучающихся на программах подготовки кадров высшей квалификации — в 5,7 раза.

Еще один вывод исследования — сильные позиции небольших узкоспециализированных вузов. Не претендуя на лидерство в институциональных рейтингах, эти вузы показывают высокую конкурентоспособность в выбранных предметных нишах. Примеры таких организаций, занявших высокие позиции в локальных рейтингах,— Университет «Иннополис» (Татарстан), Алферовский университет (Санкт-Петербург), Российская экономическая школа, Дипломатическая академия МИД России, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (все — Москва).

Несмотря на то что многие ведущие вузы столицы (МГУ, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ и др.) представлены в рейтингах RAEX-100 и «Три миссии университета» и поэтому отсутствуют в локальных списках, Центральный федеральный округ стал самым представительным по числу участников. В локальный рейтинг вузов округа вошла 91 образовательная организация. Первое место заняла Российская экономическая школа, на второй позиции расположился Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, третье место занял Российский государственный социальный университет.

Приволжский федеральный округ стал вторым по количеству участников — в локальный рейтинг вошли 59 вузов. Возглавил список Университет «Иннополис», второе и третье места заняли вузы Нижнего Новгорода — Приволжский исследовательский медицинский университет и Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева.

В локальном рейтинге Сибирского федерального округа 38 вузов. Лидером стал Новосибирский государственный медицинский университет, на второй позиции расположился Иркутский национальный исследовательский технический университет, замкнул тройку призеров Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (Красноярск).

Списки вузов, вошедших в локальные рейтинги иных федеральных округов, насчитывают от 25 до 35 позиций. В Северо-Западном федеральном округе первое место занял Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет им. Ж. И. Алферова РАН (Алферовский университет). На втором месте расположился Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, на третьем месте — Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Среди лидеров юга России доминируют медицинские вузы. Локальный рейтинг Южного федерального округа возглавили Ростовский государственный медицинский университет и Кубанский государственный медицинский университет (третье место занял Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина). В тройку лидеров Северо-Кавказского округа также вошли два медицинских вуза: это возглавивший список Ставропольский государственный медицинский университет и бронзовый призер — Дагестанский государственный медицинский университет (на втором месте расположился Дагестанский государственный университет).

Самыми немногочисленными по числу участников в локальных рейтингах стали Уральский и Дальневосточный федеральные округа, списки локальных вузов в которых насчитывают по 25 позиций. Лидером рейтинга Уральского федерального округа стал Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), далее следуют Ханты-Мансийская государственная медицинская академия и Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Лидером локального рейтинга Дальневосточного федерального округа стал Дальневосточный государственный медицинский университет (Хабаровск), второе место заняла Читинская государственная медицинская академия, замкнул тройку призеров Тихоокеанский государственный медицинский университет (Владивосток).

Идея локальных рейтингов и основные методические основы были определены рабочей группой Российского союза ректоров по стратегическому академическому лидерству, в которую входят ректоры ведущих вузов, представители РАН, Минобрнауки России и Рособрнадзора.

Локальные рейтинги содержат три группы показателей: «Образование» (вес 45%), «Наука» (вес 25%) и «Общество» (вес 30%). При оценке первой — образовательной — миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, многообразие образовательных программ, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах.

Показатели группы «Наука» измеряют общий и удельный исследовательский бюджет вуза, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура), количество защит диссертаций, а также библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, RSCI и РИНЦ.

При оценке третьей — общественной — миссии вузов учитывались: вклад вуза в подготовку кадров для региона, доля обучающихся целевиков, участие вуза в сетевых формах обучения, доля студентов первого курса из других регионов, реализация дополнительных профессиональных программ, доля внебюджетного финансирования, частота упоминаний вуза в СМИ, аудитория сайта и количество подписчиков в социальных сетях, а также спортивные достижения вуза.