http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=904a6249-f607-48f4-b1c9-ddca570f50c1&print=1© 2024 Российская академия наук
Как кризис может отразиться на науке? Специалисты утверждают, что государство сейчас выделяет науке хорошие деньги. Однако основные средства на инновационную сферу должен тратить бизнес. Означают ли экономические сложности очередной спад в научной деятельности?
Сухие цифры: финансирование науки, как и многие годы, остается на уровне 1% от ВВП. Разразившийся кризис потянет вниз ВВП, а значит и наука может опять оказаться на голодном пайке.
Сегодня Россия с точки зрения бюджета вкладывает в науку не меньше ряда развитых европейских стран. 63% - это доля государства, а бизнес инвестирует в науку всего 37%. У иностранцев все ровно наоборот. Там 75% научных затрат берет на себя бизнес. Например НК Shell вкладывает в исследования миллиарды, а наши ведущие российские сырьевые компании («Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «ТНК») совсем малые суммы. Но как перевернуть эту пирамиду? Ведь государство не может тянуть все на себе. Мало того, кризис наверняка отобьет у бизнеса охоту тратиться на науку. Так, корпорация «РусАл» уже объявила о сокращении расходов на инновационные и научные сферы деятельности. Прекращают финансировать совместные с Роснаукой проекты «РОАК» и «НорНикель».
Эксперты считают, что это неправомерно. «На Западе корпорации в кризис экономят на всем, кроме науки, а у нас как всегда – все наоборот, - сетует доктор технических наук, профессор МАИ Сергей Иванченко, - экономический спад -как раз возможность для технологического и инновационного обновления. Ведущие корпорации вкладывают средства в создание принципиально новых продуктов, чтобы выбросить их на рынок. Только тогда и сам кризис закончится. Условно говоря, нужно поменять уголь на нефть, а нефть на атомную энергию и так далее».
Но мы знаем, что Россия - уникальная страна и тут никакой мировой опыт не указ. Отдельные наши бизнесмены начинают экономить прежде всего на инвестициях в науку. И понятно, почему. В высокотехнологичном секторе у нас почти нет конкуренции, и мы ограничиваемся внутренним рынком.
Как убедить правительство не сокращать эту основную для России научно-техническую программу? Возможно, придется перераспределить средства от мероприятий, где реализация проектов становится проблематичной, в пользу более успешных. В научной сфере тоже есть свои лидеры и «локомотивы» и нельзя, чтобы они стали жертвами кризиса. А он ударит прежде всего по ним.
Сейчас премьер-министр Владимир Путин поручил подготовить план модернизации госсектора науки. В частности, речь идет о повышении эффективности работы научно-исследовательских институтов. Уже разработан проект того, как повысить отдачу бюджетных средств, выделяемых на науку. Нужно определить приоритеты среди институтов, которые получают финансирование.
Минобрнауки предлагает общий подход, учитывающий общепринятые показатели, к примеру, число публикаций, цитирование, патентная активность, инновации, кадры. Сами ученые давно ждут законы, которые снимут барьеры на пути инноваций. Об этом «Неделе» рассказал вице-президент РАН председатель Научного центра РАН в Черноголовке академик Сергей Алдошин. «Сегодня Академия наук наконец-то может практически полноправно включиться в инновационный процесс, - говорит Сергей Алдошин, - в первую очередь, окончательно определена организационно-правовая форма РАН. Раньше нам всё время пытались навязать форму государственного учреждения, тогда инновационной деятельностью мы фактически не смогли бы заниматься: все внебюджетные средства, которые мы получаем, должны были бы передаваться государству». По его словам, с частным бизнесом можно строить отношения по-разному. С государством лучше рассчитываться налогами, так делается во всём мире. «Мы продали лицензию, получили прибыль, с этого дохода заплатили налог, а оставшиеся средства направили на вознаграждение учёным-разработчикам и на поддержку материально-технической базы, например, закупку нового оборудования», - считает эксперт.
Так же считает заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов: «Недавно принят Закон «О передаче прав на единые технологии». Но надо помнить, что интеллектуальная собственность - это лишь сырье, которое надо превратить в товар. Что совсем непросто, ведь бюджетным исследовательским организациям запрещено создавать инновационные фирмы. Сейчас подготовлена концепция закона, который запрет снимет».
Делать это надо быстрее, пока научный потенциал России не растеряли окончательно. Если еще 20 лет назад по многим научным направлениям Россия стояла вровень с лидерами, то сейчас существенно отстает. Один из путей - создание национальных исследовательских центров. Например, Курчатовский институт, ОЭЗ «Дубна», «Черноголовка». Такие центры есть во всех ведущих странах мира. Цель понятная - сконцентрировать и ресурсы, и лучшие кадры на прорывных направлениях в обмен на обязательства. Например, Россия определила в государственной научной политике шесть гражданских приоритетов - информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и материалов, транспортные, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение, живые системы, рациональное природопользование.
Вопрос только в реализации. Сегодня на передовом крае науки без самых современных приборов и оборудования нечего делать, а оснастить всех просто невозможно. Поэтому по каждому приоритетному направлению будет выбрана научная организация, которая ведет исследования на мировом уровне.
Есть проект и по научным кадрам. На молодых ученых будет создана единая база данных, после чего их объединят в общественные союзы. Одна из главных ролей в этой системе отводится деятельности научно-исследовательских университетов (НИУ), так называемых точек роста науки, в которых создаются наиболее благоприятные условия для старта в различных областях исследований. По словам заместителя министра образования и науки Александра Хлунова, несмотря на мировой финансовый кризис, проект создания НИУ не потеряет государственной поддержки.
Совсем скоро будут определены пилотные регионы для реализации проекта по развитию научно-технического творчества детей, на которых будут отрабатываться технологии воспитания научной смены. Для более чёткого представления о том, что уже сделано и что ещё можно сделать для воспроизводства научно-педагогических кадров, информация об ответственных за работу с научной молодёжью организациях, о мерах поддержки молодых исследователей и о самих молодых учёных, как было сказано выше, будет собрана в единую базу.