Старт дан!
07.09.2023
Источник: ПОИСК, 07.09.2023, Наталия Гладкова
Президент РАН пришел в школу
Если бы было
возможно с высоты охватить взглядом разом всю Россию (представь себя, читатель,
таким всемогущим кинооператором), то 1 сентября картина предстала бы
фантастическая: десятки тысяч школьных дворов, заполненных взбудораженными
нарядными детьми всех возрастов (а чуть в сторонке - толпы таких же нарядных и
не менее взволнованных родителей), и везде звучат ностальгические песни о
школе, поздравления, слова напутствия и пожелания доброго пути в мир знаний. Но
вот воображаемая камера снижается, и в фокусе остается один школьный двор между
двумя крылами большого здания лицея в подмосковной Балашихе. Праздничная
линейка для учеников первых и одиннадцатых классов. Всех лицеистов школьный
двор вместить не в состоянии, ведь их в
этом году почти три тысячи человек (2900, если быть точнее). Несмотря на то,
что лицеи в России считаются привилегированными учреждениями, в которые попасть
не так просто, в этот принимают всех детей микрорайона. А их, судя по высотным
современным многоэтажкам вокруг школьной территории, немало.
Может, в России
есть и другие подобные учебные заведения, но это 1 сентября было определенно
единственным в стране, потому что поздравить ребят и их наставников приехал
президент Российской академии наук Геннадий Красников, «самый главный ученый
страны», как доступно представила его первоклашкам первый заместитель министра
образования Московской области Елена Михайлова. Малыши внимательно слушали его
пожелания: «Чтобы годы, которые вы проведете в этой прекрасной школе, стали
самыми замечательными в жизни, потому что здесь вы получите не только знания -
здесь будет закладываться дружба, которая, может, сохранится на многие годы,
здесь вы получите уроки товарищества, взаимовыручки и еще многое для того,
чтобы стать настоящими патриотами Родины». Одиннадцатиклассникам президент РАН
пожелал «максимально эффективно использовать этот учебный год для подготовки,
чтобы во взрослой жизни осуществить свои мечты», преподавателям - здоровья,
выдержки, терпения и реализации всего своего богатого профессионального
потенциала, родителям и бабушкам и дедушкам - мудрости в нелегком деле
воспитания детей и внуков.
Такое внимание к
Балашихинскому лицею со стороны РАН, конечно же, не случайно. Лицей - базовая
школа РАН. В этом году в рейтинге лучших школ Московской области он занял
третье место и вошел в сто лучших школ страны по конкурентоспособности
выпускников (качеству поступления выпускников в вузы). Из 81 ребенка,
окончившего лицей в этом году, 15 - медалисты, пять человек получили максимальные
100 баллов на ЕГЭ. Практически все выпускники поступили на бюджетные места в
высшие учебные заведения: в МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МФТИ,
МИФИ, ВШЭ, МЭИ, Академию ФСБ, медицинские университеты и другие вузы.
До начала
торжественной линейки президент РАН знакомился с учебными лабораториями.
Экскурсию провел директор лицея Дмитрий Белоусов. В лабораториях биотехнологий
и робототехники ученики рассказывали о своих проектах, показывали собственные
разработки. Г.Красников слушал внимательно, задавал вопросы на понимание.
Лицеисты слегка робели, но держались стойко, отвечали, вытянувшись, как
отличники у доски. Потом в интервью местному каналу президент РАН скажет, что
больше всего ему в лицее понравилось то, что к каждому возрасту тут находят
подход, знают, как вне классных занятий привлечь ребят к исследовательской
работе. «Наступило время, когда страна делает себя технологически независимой,
возвращаясь в тот период, когда нужны лидеры во всех направлениях. А все мы
знаем, что научные кадры, технические специалисты начинают формироваться в
школе, за партой», - отметил президент РАН. Сегодня, как никогда, велика
востребованность в таких специалистах и в таких школах.
- Как школа РАН мы
вступили в проект в 2019 году, - рассказал Д.Белоусов. - Тогда произошло одно
из ключевых преобразований - школа перестала быть муниципальной и стала
государственной. Мы перешли на другое финансирование, на другой уклад жизни.
Это был старт, в том числе ресурсный, необходимый для подключения к проекту
академии. Мы стали базовой школой РАН, за этим последовало создание лабораторий
- биотехнологий, робототехники, физических исследований… Еще одна посвящена
радиоэлектронике - это проектная лаборатория, где ребята выполняют различного
рода конструкторские работы.
С точки зрения
организации учебного процесса в рамках базовой школы РАН у нас реализуется
предпрофильное и профильное обучение. Соответственно, мы создаем классы, в
которых дети ориентируются на исследовательские вузы и свою карьеру строят как
будущие исследователи. Мы очень рассчитываем на то, что наши выпускники действительно
займут лидирующие позиции в российской науке.
И результаты уже
есть. Наша гордость - выпускник лицея Сергей Самсонов, он стал лауреатом премии
Президента РФ для молодых ученых. Его научной группой созданы методики
статистической обработки больших данных. И в целом наши выпускники активно
продолжают свою научную карьеру после окончания вузов, таких примеров много.
- А что сегодня лицеисты показывали президенту РАН, о
чем рассказывали?
- Проекты по
разным тематикам, различного рода прикладные задачи, которые они решали. У нас
28 человек участвуют во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов
«Большие вызовы». Как правило, работы междисциплинарные. Из 28 вышли в финал
18, семеро стали призерами в своей номинации.
В лаборатории
биотехнологий ребята рассказали о микроклонировании растений, показали, каким
образом они выращивают на обогащенной среде в пробирке из клеток полное
растение. У нас хороший контакт с Тимирязевской академией, с одной из
лабораторий вуза подписан договор, в этом году были совместные интересные проекты.
Еще одно направление деятельности лицея - робототехника, реализуем его с
первого класса. Конечно, на разных этапах меняются и конструкторы, и сложность
задач. Если в первом классе дети работают по готовым инструкциям, то со временем
им предлагают построить свой механизм. За этим стоит изучение теории - определенных
разделов физики, программирования. И в какой-то момент ребята разрабатывают
своих собственных роботов. Некоторых показали сегодня президенту РАН,
продемонстрировав, что те умеют делать.
- Думаю, глава академии не случайно выбрал для визита
именно ваш лицей…
- В Московской
области в проекте «Базовые школы РАН» участвуют шесть школ - больше, чем в
других регионах. У нас есть предложения по совершенствованию этого проекта, и
мы сейчас готовим встречу, чтобы предметно обсудить дальнейшие пути его
совершенствования. У него огромный потенциал. Проект интересный, востребованный
и детьми, и родителями. А главное - нужный сегодня нашей стране.