http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=90b911c8-0887-45ec-b8ac-a8fff8d692ac&print=1© 2024 Российская академия наук
Если бы было возможно с высоты охватить взглядом разом всю Россию (представь себя, читатель, таким всемогущим кинооператором), то 1 сентября картина предстала бы фантастическая: десятки тысяч школьных дворов, заполненных взбудораженными нарядными детьми всех возрастов (а чуть в сторонке - толпы таких же нарядных и не менее взволнованных родителей), и везде звучат ностальгические песни о школе, поздравления, слова напутствия и пожелания доброго пути в мир знаний. Но вот воображаемая камера снижается, и в фокусе остается один школьный двор между двумя крылами большого здания лицея в подмосковной Балашихе. Праздничная линейка для учеников первых и одиннадцатых классов. Всех лицеистов школьный двор вместить не в состоянии, ведь их в этом году почти три тысячи человек (2900, если быть точнее). Несмотря на то, что лицеи в России считаются привилегированными учреждениями, в которые попасть не так просто, в этот принимают всех детей микрорайона. А их, судя по высотным современным многоэтажкам вокруг школьной территории, немало.
Может, в России есть и другие подобные учебные заведения, но это 1 сентября было определенно единственным в стране, потому что поздравить ребят и их наставников приехал президент Российской академии наук Геннадий Красников, «самый главный ученый страны», как доступно представила его первоклашкам первый заместитель министра образования Московской области Елена Михайлова. Малыши внимательно слушали его пожелания: «Чтобы годы, которые вы проведете в этой прекрасной школе, стали самыми замечательными в жизни, потому что здесь вы получите не только знания - здесь будет закладываться дружба, которая, может, сохранится на многие годы, здесь вы получите уроки товарищества, взаимовыручки и еще многое для того, чтобы стать настоящими патриотами Родины». Одиннадцатиклассникам президент РАН пожелал «максимально эффективно использовать этот учебный год для подготовки, чтобы во взрослой жизни осуществить свои мечты», преподавателям - здоровья, выдержки, терпения и реализации всего своего богатого профессионального потенциала, родителям и бабушкам и дедушкам - мудрости в нелегком деле воспитания детей и внуков.
Такое внимание к Балашихинскому лицею со стороны РАН, конечно же, не случайно. Лицей - базовая школа РАН. В этом году в рейтинге лучших школ Московской области он занял третье место и вошел в сто лучших школ страны по конкурентоспособности выпускников (качеству поступления выпускников в вузы). Из 81 ребенка, окончившего лицей в этом году, 15 - медалисты, пять человек получили максимальные 100 баллов на ЕГЭ. Практически все выпускники поступили на бюджетные места в высшие учебные заведения: в МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МФТИ, МИФИ, ВШЭ, МЭИ, Академию ФСБ, медицинские университеты и другие вузы.
До начала торжественной линейки президент РАН знакомился с учебными лабораториями. Экскурсию провел директор лицея Дмитрий Белоусов. В лабораториях биотехнологий и робототехники ученики рассказывали о своих проектах, показывали собственные разработки. Г.Красников слушал внимательно, задавал вопросы на понимание. Лицеисты слегка робели, но держались стойко, отвечали, вытянувшись, как отличники у доски. Потом в интервью местному каналу президент РАН скажет, что больше всего ему в лицее понравилось то, что к каждому возрасту тут находят подход, знают, как вне классных занятий привлечь ребят к исследовательской работе. «Наступило время, когда страна делает себя технологически независимой, возвращаясь в тот период, когда нужны лидеры во всех направлениях. А все мы знаем, что научные кадры, технические специалисты начинают формироваться в школе, за партой», - отметил президент РАН. Сегодня, как никогда, велика востребованность в таких специалистах и в таких школах.
- Как школа РАН мы вступили в проект в 2019 году, - рассказал Д.Белоусов. - Тогда произошло одно из ключевых преобразований - школа перестала быть муниципальной и стала государственной. Мы перешли на другое финансирование, на другой уклад жизни. Это был старт, в том числе ресурсный, необходимый для подключения к проекту академии. Мы стали базовой школой РАН, за этим последовало создание лабораторий - биотехнологий, робототехники, физических исследований… Еще одна посвящена радиоэлектронике - это проектная лаборатория, где ребята выполняют различного рода конструкторские работы.
С точки зрения организации учебного процесса в рамках базовой школы РАН у нас реализуется предпрофильное и профильное обучение. Соответственно, мы создаем классы, в которых дети ориентируются на исследовательские вузы и свою карьеру строят как будущие исследователи. Мы очень рассчитываем на то, что наши выпускники действительно займут лидирующие позиции в российской науке.
И результаты уже есть. Наша гордость - выпускник лицея Сергей Самсонов, он стал лауреатом премии Президента РФ для молодых ученых. Его научной группой созданы методики статистической обработки больших данных. И в целом наши выпускники активно продолжают свою научную карьеру после окончания вузов, таких примеров много.
- А что сегодня лицеисты показывали президенту РАН, о чем рассказывали?
- Проекты по разным тематикам, различного рода прикладные задачи, которые они решали. У нас 28 человек участвуют во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Как правило, работы междисциплинарные. Из 28 вышли в финал 18, семеро стали призерами в своей номинации.
В лаборатории биотехнологий ребята рассказали о микроклонировании растений, показали, каким образом они выращивают на обогащенной среде в пробирке из клеток полное растение. У нас хороший контакт с Тимирязевской академией, с одной из лабораторий вуза подписан договор, в этом году были совместные интересные проекты. Еще одно направление деятельности лицея - робототехника, реализуем его с первого класса. Конечно, на разных этапах меняются и конструкторы, и сложность задач. Если в первом классе дети работают по готовым инструкциям, то со временем им предлагают построить свой механизм. За этим стоит изучение теории - определенных разделов физики, программирования. И в какой-то момент ребята разрабатывают своих собственных роботов. Некоторых показали сегодня президенту РАН, продемонстрировав, что те умеют делать.
- Думаю, глава академии не случайно выбрал для визита именно ваш лицей…
- В Московской области в проекте «Базовые школы РАН» участвуют шесть школ - больше, чем в других регионах. У нас есть предложения по совершенствованию этого проекта, и мы сейчас готовим встречу, чтобы предметно обсудить дальнейшие пути его совершенствования. У него огромный потенциал. Проект интересный, востребованный и детьми, и родителями. А главное - нужный сегодня нашей стране.