http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=912d7baa-4942-466a-9ea3-32d16c0b6545&print=1© 2024 Российская академия наук
АКАДЕМИЯ НА РАСПУТЬЕ
Гудок,31.05.2005
Александр ГУБАНОВ
Два дня общего собрания Российской академии наук стали по-настоящему сенсационными
На нем принято решение о сокращении числа приоритетных научных направлений с 18 до 9. Впрочем, страсти начали накаляться еще задолго до начала общего собрания. За день до него на коллегии Минобрнауки его глава Андрей Фурсенко во всеуслышание заявил, что "в обозримом будущем ключевую роль в развитии научного сектора в России будет играть государство". К 2008 году российскую науку, как предполагается, представят в основном государственные учреждения, ведущие фундаментальные исследования, и акционерные общества со 100-процентным участием государства, работающие в прикладной науке. После внесения соответствующих изменений в законодательство самое широкое распространение получат государственные автономные учреждения и государственные автономные некоммерческие организации.
Что это означает? Директор департамента государственной политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности Минобрнауки Дмитрий Ливанов пояснил, что государство не намерено финансировать "неэффективные научные организации". Бюджетные средства будут вкладываться в конкретные программы и распределяться на конкурсной основе. К 2010 году на базе наиболее передовых научных организаций предлагается сформировать 5-7 национальных лабораторий - крупных, конкурентоспособных центров прикладных исследований.
Вице-президент РАН академик Козлов еще накануне общего собрания заметил, что реформирование академии предусматривает повышение эффективности работы НИИ, раскрытие образовательного и инновационного потенциала РАН, создание достойных условий работы сотрудников, а также улучшение их пенсионного обеспечения. Академик подчеркнул, что никаких искусственных объединений и сокращений не будет. Но потом, правда, отметил: в этом году более 50 научно-исследовательских институтов будет объединено. По мнению вице-президента РАН, некоторые институты создавались по требованию времени, а сейчас уже отжили свое.Поэтому академия проверит эффективность работы НИИ, после чего примет решение о сокращении или объединении институтов. Увольнение, по его заверению, впрочем, коснется только тех сотрудников НИИ, кто "создает видимость работы"...
Руководитель реформаторской комиссии РАН обошел стороной заявление замминистра Минобрнауки Андрея Свинаренко о том, что решения о реформе Академии паук сегодня - это прежде всего действия по приватизации ряда отраслевых и академических учреждений. А ведь тут очень хотелось бы квалифицированных разъяснений! Ибо абсолютное большинство акций по приватизации научных учреждений дали сугубо отрицательный результат.
Достаточно вспомнить в этом смысле приватизацию крупнейшего Института гидротехники и мелиорации СССР, проведенную в 1993 году. Институт, имевший мощнейшую базу - как научную, так и основных средств, - развалился, как говорится, до основания. В результате приватизации кучка коммерсантов приобрела практически задаром три крупнейших институтских корпуса и завладела основными средствами НИИ, скупив по дешевке акции у его научных сотрудников. Зарплату в институте перестали платить, ученых "смыло приватизационной волной". Проблема с наводнениями в стране стоит весьма остро, но заниматься ею, получается, некому.
Было отмечено, что к 2008 году предполагается повышение средней зарплаты научным сотрудникам до 30 тысяч рублей. Свою роль в этом сыграют двукратное увеличение научного госбюджета с 56 миллиардов рублей в этом году до 110 миллиардов в 2008-м, а также радикальные шаги самой академии.
Понятно, что оставшимся за бортом ученым предложено выживать самостоятельно. НИИ, которые так и не научились зарабатывать деньги, будут акционироваться и приватизироваться. За 2006 - 2008 годы долю акционерных обществ в госсекторе науки предполагается довести до 48 процентов, а долю государственных учреждений сократить до 29 процентов (а к 2010-му - до 25), в том числе за счет укрупнения организаций.
Насколько снизится в ходе этих реформ численный потенциал российской науки, министерские чиновники скромно умалчивают. А вот независимые эксперты утверждают, что счет будет идти на десятки, а то и сотни тысяч штатных единиц.
Но хорошо это или плохо?
Вот как оценили результаты общего собрания известные люди науки. Нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов заявил, что "сегодня все, что происходит в Минобрнауки, возмутительно. Объявляют какие-то конкурсы на бюджетные деньги: что это? Рейтинг научных учреждений бюрократы не могут определять!" Академик Дмитрий Львов заметил: "До сих пор в России были две беды: дураки и дороги. Теперь появилась третья страшная беда - когда дураки указывают нам дороги".
Вопрос о реформировании госсектора науки должен был быть вынесен на ближайшее заседание Правительства. Однако теперь он снят с повестки - слишком скандальной оказалась атмосфера на высшем форуме РАН.
Тем не менее реформировать отечественную науку надо. Ее эффективность действительно невысока, и это признает большинство ученых.
Наши научные коллективы получают только 34 процента патентов, выдаваемых в стране, при этом общее число патентных заявок на 10 тысяч человек населения в несколько раз ниже, чем в ведущих странах мира. Доля России в поставке на мировой рынок интеллектуального капитала - 0,8 процента, то есть в этом мы уступаем даже Индии и Финляндии.
Поможет ли изменить положение предлагаемая реформа РАН?
Кстати, протест против разработанной кабинетом министров концепции модернизации госсектора науки спустя несколько дней выплеснулся и на уличное пространство. Около 300 ученых, преподавателей и академиков собрались в Москве на Горбатом мосту у Дома Правительства РФ, чтобы сказать "нет" опрометчивым реформам в науке. Участники митинга заявили, что нельзя проводить никакого реформирования науки без обеспечения ее достойного финансирования - по крайней мере удвоения зарплаты ученым, а также без детального обсуждения всех направлений этих реформ обществом. Митингующие призвали федеральные власти отправить руководство Министерства образования и науки в отставку, а чиновникам Правительства ученые предложили "поменяться зарплатами".