ЗАРПЛАТА В ТЕОРИИ

18.07.2012

Источник: Московские новости, 18.07.2012 Евгений Насыров

«Мертвые души» в знаменитом физическом институте

 

«Мертвые души» в знаменитом физическом институте

В процессе поглощения Научно-исследовательским центром «Курчатовский институт» ИТЭФа возник новый скандал. Заведующий лабораторией экспериментальной физики и элементарных частиц Андрей Ростовцев в своем блоге рассказал об истории, приключившейся со старшим научным сотрудником института Александром Федотовым. «За ответственнейшую работу, которую выполняет Александр, поддерживая библиотеки программ обработки данных крупного международного физического эксперимента Н1 (электрон-протонный коллайдер HERA, Германия. — «МН»), ИТЭФ (официальный участник этого эксперимента) положил зарплату немногим менее 3 тыс. руб. Нет, я в числе нулей не напутал. Да, ниже прожиточного уровня. Независимо от того, что любой сбой в этих программах в одночасье оставит без работы несколько сот ученых физиков почти из 20 стран мира, директор ИТЭФ Юрий Козлов с завидным упорством отказывается поднять Александру зарплату», — пишет Ростовцев.

Как пояснил «МН» Ростовцев, Федотов смог оформиться в ИТЭФ только на полставки. Аналогичная ситуация еще примерно у 80–100 сотрудников института, которые долго работали в международных научных проектах, а по возвращении в Россию не смогли заключить с ИТЭФ полноценный трудовой договор. Причины отказа предоставить полную ставку в администрации ИТЭФ не поясняют — сами ученые подозревают, что тем самым их понуждают покинуть институт, который всеми своими активами, включая здание в центре столицы, вливается в состав НИЦ «Курчатовский институт».

О сверхнизких окладах стало широко известно лишь после курьеза. Федотову вдруг выплатили в десять раз большую зарплату, чем он получал до этого. По словам Ростовцева, это произошло «почти одновременно» с интервью Михаила Ковальчука на радиостанции «Эхо Москвы», во время которого глава Курчатовского института отказался комментировать «фантазии» о «нищенских зарплатах в подчиненных ему научных институтах». Он также заявил, что средняя зарплата в ИТЭФ не ниже 30 тыс. руб. На следующий день после перечисления денег Федотову пришло извещение из бухгалтерии ИТЭФ о том, что произошел сбой компьютера и ему выплатили «неположенную ему сверхвысокую зарплату за июнь месяц». Ростовцев предполагает, что «в течение последующих десяти месяцев зарплату Александр получать вообще не будет». Сам Федотов на телефонные звонки «МН» не отвечал.

В руководстве Курчатовского института подтверждают, что в ИТЭФ некоторое количество ученых устроено на неполной ставке. «Но речь идет не о ста, а о нескольких десятках ученых», — заявил «МН» источник в дирекции НИЦ. В случае же с ошибочным начислением средств администрация института будет разбираться. «Но три тысячи зарплаты — это абсурд. Также невозможна и невыплата денег в течение десяти месяцев», — заверяет он.

Председатель научно-теоретической секции научно-технического совета ИТЭФ Виктор Новиков готов подтвердить, что ученым платят, по сути, копейки. А Ростовцев полагает, что «функционерам от науки выгодно иметь низкооплачиваемых сотрудников». «Фактически для Курчатовского института они «мертвые души», но от их количества зависит объем денежных вливаний из госбюджета», — утверждает Ростовцев.

В руководстве Курчатовского института наличие «мертвых душ» подтверждают. Но подчеркивают, что для научного центра — это не источник финансирования, а большая проблема. «Из 765 человек, числящихся в ИТЭФ, далеко не каждый пересекает периметр этого режимного объекта хотя бы раз в год. Процесс объединения затягивается, есть конкретные примеры бардака и откровенного саботажа», — заявил «МН» один из руководителей Курчатовского института.

 

 



©РАН 2024