Иван ВАСИЛЕНКО: КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК ТРЕБУЕТ НАЛИЧИЯ ЗАКАЗЧИКА
29.09.2006
Источник: Sciencerf,
Татьяна Бархатова
Справка: Василенко Иван Александрович – заместитель главы Всероссийского общества биотехнологов, профессор, доктор химических наук.
Иван Александрович, переход к наукоемкой экономике – одна из главных задач, поставленных правительством перед обществом. Можно ли, на ваш взгляд, сегодня говорить о каких-то реальных подвижках в этом плане в такой области, как фармацевтика?
Во-первых, чтобы перейти от декларирования к реальным изменениям, требуется длительное время и множество усилий. Кроме обсуждений и заявлений пока ничего не сделано. Инновационный либо венчурный бизнес предполагают наличие определенной среды, но она еще не сформирована. Во-вторых, даже если будут венчурные и инновационные фонды, остается очень серьезной проблемой то, что основная масса производителей лекарственных препаратов занимается дженериковым производством. Не так давно в газете «Коммерсант» была анонсирована сделка о продаже арбидола как инновационного препарата. Но у него сейчас закончился патент, и он уже не является инновационным препаратом.
У нас фармацевтическое производство дженериковое, мы воспроизводим старые препараты. Инновационные препараты предполагают новое, но у нас в стране нет заказчиков. Если нет заказчиков, тогда необходимость посредничества инновационных и венчурные фондов под вопросом, для кого они будут работать? Для российских потребителей - нереально, тогда на заграницу, в Китай? Предполагается цепочка: продавец – посредник – покупатель. Продавец вроде есть, мы говорим о посредниках – инновационных и венчурных фондах, а покупателей у нас внутри страны нет.
Может ли государство стать главным покупателем?
Государственные чиновники, к сожалению, говорят, что им проще купить за границей. Промышленную политику в области фармацевтики государство не формирует. Хотя именно оно должно сказать, что ему нужно. Например, объявить проблему биобезопасности, необходимости производства новых антибиотиков. Мы должны автомат Калашникова покупать в Китае или делать сами? Часто проблемы биобезопасности подкрепляются не коммерческой целесообразностью, а вопросами безопасности страны и другими политическими задачами. К сожалению, у нас этого нет. Поэтому сколько бы мы не обсуждали, сколько бы не говорили о коммерциализации научных разработок, толку мало, все упирается в отсутствие заказчиков.
Есть мнение, что вопрос можно решить только в том случае, если все средства на создание новейших препаратов передадут в частные руки. Вы согласны с этим?
Нет. Во-первых, если частные производители, бизнесмены уйдут в бизнес, который называется использованием лекарственных препаратов, разработкой новых препаратов, тогда может быть. Во-вторых, надо сравнить две цифры: объем производства лекарственных препаратов у нас в стране, а это порядка $3-4 млрд., и разработку одного препарата, что составляет примерно $1 млрд. При таком объеме производства брать на себя разработку нового препарата невозможно. Разработку могут осилить только очень крупные компании с объемом производства более $10-15 млрд. Если мы эти деньги передадим в частные руки, это ничего не даст. Например, у американских компаний Eli Lilly, Pfizer, Bayer объем производства сопоставим с $20-30 млрд. в год. На научные разработки они тратят $2-3 млрд. в год. Или китайские крупные фармацевтические государственные компании с объемом производства в районе $40 млрд. Понятно, что такие гиганты могут это сделать. Наши фармацевтические компании, занимающиеся производством, настолько малы, что с экономической точки зрения им не под силу поднять новый препарат. Ведь наибольших затрат требуют не научные разработки, а клиника и продвижение препарата на рынок.