http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=920d45ea-778c-4549-b867-5608fe3533b2&print=1© 2024 Российская академия наук
Печально, но факт — в своем стремлении "удревнить" свою историю, привнести в нее побольше научно-технических и культурных достижений иные… ну, скажем так - "исполнители воли" власть имущих готовы выскочить из собственных штанов лишь бы доказать всему миру, что кто-то, где-то и когда-то был впереди планеты всей, ну, если, скажем, не по количеству сосисок на душу населения, то хотя бы по количеству ракет или же в области балета.
Вот так и появляются на свет божий поистине драматические сочинения о том, что первый космонавт появился в Китае еще в глубокой древности, что именно Туркмении — так об этом написано в настольной книге каждого туркмена "Рухнама" — народы мира обязаны множеством выдающихся открытий. Однако у нас, в России в эпоху сталинской борьбы с космополитизмом тоже ходили по этому скользкому пути, причем с таким успехом, что книги, доказывающие, что мы были первыми практически во всем, выходили буквально одна за другой.
Особенно волновали наших "писателей" приоритеты России в военной области. Причем в архивы они не заглядывали, а, опираясь всего лишь на публикации в старых газетах, писали, например, что это Россия, а отнюдь не Англия является родиной танков, ну, и всякую другую подобную чушь. Между тем, в нашей истории немало документированных примеров того, что именно в России совершались действительно приоритетные открытия, но по ряду причин, увы, не внедрялись!
Причем, очень многое из того, о чем впоследствии писали на Западе, сначала появились у нас и… наоборот! То есть причина, почему это все было возможно — банальная нехватка информации. Так, например, в одном из номеров американского журнала "Популярная механика" периода Второй мировой войны появился проект шаро-танка как некоего принципиально нового боевого средства. А еще раньше, в американском журнале 1917 года был изображен танк в виде огромного ажурного колеса, с подвешенной на его оси бронированной кабиной с пушками и пулеметами, двигателем и экипажем.
Но… там ничего не было написано о том, что к этому времени уже существовал германский проект такого же вот шара — танка №159411, поданный еще в 1905 году. А у нас в СССР некто И. Лысов, ничего об этом также не зная, подал аналогичную заявку на огромный танк-шар с пушками и пулеметами в боковых спонсонах на оси вращения.
Многие наши изобретатели 20-30-х годов прошлого века пытались создать и новую броню, например, из… прессованного пуха, которая должна была наклеиваться на крылья и фюзеляж самолета. Мол, пух легкий, даже прессованный, но пули в нем будут "вязнуть". Г. Лебедев предложил броню обычную, но сделанную по форме автобусов — то есть в форме бронированных коробок. До времени такие корпуса должны были, по его мнению, храниться на складе, а вот как война — так этими корпусами нужно было по-быстрому надеть на автобусы и все — броневики для обороны наших городов к вашим услугам! Идея эта, по его мнению, заслуживала патента, однако патента на нее он так и не получил.
Прообразом современной встроенной реактивной брони можно считать разработанное в 1929 году приспособление А. Новоселова, которое называлось "Автоматическое прикрытие для водителей броневых машин". А состояло оно из проволочного экрана и вертикальной броневой заслонки с приводом от двух соленоидов. Пуля, проходя между тесно натянутыми проволочками, замыкала сеть, на соленоиды поступал электрический ток и они опускали заслонку.
Изобретатель получил отказ, мотивированный тем, что такое механическое устройство все время бы опаздывало. Так как даже на расстоянии в два километра от стрелка скорость пули составляет 150 метров в секунду. Сегодня, однако, найдены способы это обойти, так что современные панели "реактивной брони" успевают сработать даже в случае попадания в них высокоскоростной струи кумулятивного боеприпаса!
Но самое интересное, что и сама эта динамо-реактивная броня есть наше, российское изобретение, вернее изобретение нашей советской поры! А принадлежит оно одесситу Д. Палийчуку, который еще в 1927 году предложил защищать боевые корабли броней из шестигранных металлических призм, закрепленных вроде пчелиных сот и заполненных внутри взрывчаткой. То есть они представляли собой подобия "орудийных стволов, производящих в случае попадания газодинамический эффект отражения" — написал он в своей заявке на изобретение, но… одобрения своему проекту не получил!
А ведь конструкция-то была вполне работоспособной, что и показал опыт 1982 года, когда первые израильские танки, прикрытые такой вот "взрывчатой броней", оказались практически неуязвимыми для гранат РПГ, которыми пользовались их противники — арабы…