http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=925665de-a79e-4c9c-ba67-5a65a87fb87a&print=1© 2024 Российская академия наук
На минувшей неделе правительство одобрило проект Стратегии инновационного развития России до 2020 года. Кто будет воплощать намеченное в жизнь? Немало тех, кто думает, раз государство инициировало смену вектора развития экономики – от сырьевой к инновационной, пусть оно этим и занимается. Но среди участников прошедшего 14 сентября в Москве делового форума «Молодёжь и инновационная экономика завтрашнего дня» преобладало иное мнение – это дело образованных, предприимчивых людей.
Справка STRF.ru:
Форум – завершающая часть Национального конкурса инновационных проектов, который Ассоциация менеджеров открыла в ноябре 2010 года. За это время была создана социальная сеть Nkip.ru, объединившая молодых инноваторов, венчурных инвесторов и экспертов. Выставленные в сети проекты оценивало жюри, в составе которого – сотрудники российских и зарубежных компаний, а также научных организаций. По итогам голосования был сформирован рейтинг 100 молодых инновационных лидеров России
Кто он, инновационный предприниматель?
Его социальный портрет составлен на основе опроса, проведённого Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ среди 235 предпринимателей. Больше всего их, по словам замдиректора института и заместителя главного редактора журнала «Эксперт» Дана Медовникова, в возрастных группах 25–30 лет и 55–60 лет, а вот между ними – «вырезанное поколение».
До открытия своего дела абсолютное большинство опрошенных занимались НИОКР, производственным проектированием и инжинирингом, руководили предприятиями. В отраслевом разрезе бизнеса преобладают информационные технологии, электроника и энергетика, приборостроение.
Инноватор – человек образованный. Более половины респондентов имеют степень кандидата и доктора наук, около 18 процентов получили второе высшее образование; 67 процентов владеют одним и более иностранными языками; 17 процентов учились за границей.
Выяснилось, что малые инновационные предприниматели «не рассматривают в качестве приоритетной венчурную схему», пояснил Медовников, – 63 процента из них «не привлекали инвестиции в обмен на долю собственности». Кредитами для развития воспользовались лишь 9,8 процента респондентов.
Показательно, что молодые предприниматели более успешны в бизнесе – их выручка в прошлом году росла чаще (43 процента), чем у более старших из опрошенных коллег (28 процентов). Молодые более склонны к развитию и расширению бизнеса, который рассматривают как способ удовлетворения своих амбиций.
Советы стартаперам
На одной из сессий форума начинающим инноваторам было дано немало полезных советов. Вот некоторые из них. Соберите хорошую команду, которая способна довести стартап до продажи продукта на рынке, и пользуйтесь всеми возможными ресурсами, будь то госфонды, частные инвестиции, бизнес-инкубаторы, рекомендует разработчик стартапа «Биоленд» Лилия Анисимова.
Узнайте, что представляет собой рынок, и поймите, какие ошибки совершали те, кто до вас пытался заняться чем-то подобным, советует инвестор и эксперт в сфере стартап-бизнеса и инвестиций Алёна Попова. А также делайте только то, в чём вы хорошо разбираетесь, и чем сами будете пользоваться.
С инвестором надо уметь договариваться о взаимоприемлемом риске, чтобы обе стороны были удовлетворены, уверен исполнительный директор кластера информационных технологий фонда «Сколково» Александр Туркот. По его образному выражению, «ложиться в постель с врагом – непродуктивно».
Для начала поработайте в крупной компании, станьте профессионалом, а уж потом создавайте свой стартап, со знанием дела сказал вице-президент компании Mail.ru Алексей Басов.
Не бойтесь профессионалов в управлении своей компанией – тот, у кого есть успешный опыт в крупном бизнесе, скорее приведёт вас к лидерству на рынке, уверяет член правления Российской венчурной компании (РВК) Евгений Кузнецов.
Управление инновационной компанией должно быть децентрализованным, убеждён генеральный директор Boehringer Ingelheim (wiki) Иван Бланарик. Если вы сумели сформировать команду по каждому профилю деятельности, то нацельте их на успешное решение поставленной задачи. Не бойтесь рисковать и совершать ошибки. Здесь уместно привести русскую поговорку: «За одного битого двух небитых дают».
Может, обойтись без государства?
Уповать на государство, по мнению профессора практики Московской школы управления Сколково Алексея Германовича, не стоит, за исключением случая, когда предприниматель видит в государстве покупателя своего продукта или услуги. Правда, тогда ему придётся в полной мере ощутить на себе все тяготы закона о госзакупках или бюрократические механизмы институтов развития.
Однако представитель одного из них, Евгений Кузнецов, попытался воодушевить молодых предпринимателей словами о том, что инновации уже стали зоной интересов для инвестиций со стороны крупных игроков. Многие из 71 компании, входящей в портфель РВК, имеют свежие технологические идеи, которые в перспективе могут совершить революцию в ряде индустриальных сегментов.
По мнению управляющего партнёра Lineberger Advisers Ltd Романа Муразанова, роль государства должна заключаться в создании условий для развития предпринимательской инициативы, в защите прав интеллектуальной собственности и помощи в начальном финансировании стартапов. Но без развития финансовой и правовой культуры субъектов инновационных процессов далеко не продвинуться. Этому будет способствовать консолидация предпринимательского сообщества, которая, как полагает Евгений Кузнецов, должна показать, что «бизнес – это социальная сила, готовая взять на себя ответственность за развитие страны».
Удивляет лишь то, что государство одной рукой стимулирует развитие конкуренции и высокотехнологического бизнеса, а другой создаёт барьеры на этом пути: таможенные, налоговые и прочие. У одного из участников форума даже возник вопрос: не превратятся ли инновации в инструмент отмывания расхищенных бюджетных средств? В венчурном бизнесе это невозможно, однако в крупных грантовых программах лазейки, увы, находятся.
В инновациях ли дело?
Слово «инновации» в бизнес-кругах уже набило оскомину. У руководителей и менеджеров крупных компаний – потому, что власти принуждают их к инновационному поведению, а им и без него неплохо живётся. Дело доходит до того, что они готовы вложиться во что угодно, если это можно назвать «инновациями», – лишь бы отчитаться.
Венчурные инвесторы предпочитают называть высокотехнологические компании не инновационными, а конкурентоспособными, экспортно ориентированными. «Вообще говоря, инновации и родились как некоторый инструмент конкурентной борьбы, а инновационность – это способ создавать новые товары и захватывать новые рынки», – напомнил господин Кузнецов. В России же инновации внедряются медленно, потому что «мы не любим конкуренцию», как точно подметил исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко.
Послушав выступления коллег, Роман Муразанов пришёл к выводу, что «инновации» – слово-паразит. «Этим словом подменяется масса понятий, и мы пытаемся под ним похоронить реальные отношения [и проблемы бизнеса]», – резюмировал он. И тут же добавил: «Инновационный процесс должен давать продукт, который обладает потребительскими свойствами». Видимо, всё-таки новыми.