http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=927250da-ab6a-48fc-9eaa-654f54933f5c&print=1
© 2024 Российская академия наук

Коррупционное мышление как естественно-научный феномен

09.04.2024

Источник: НГ, 09.04.2024, Низами Мамедов



Об авторе: Низами Мустафаевич Мамедов – доктор философских наук, профессор РАНХиГС.


Биопсихические качества Homo sapiens не исчезают с усилением в нем социальных качеств 

17 (jpg, 174 Kб)

Нобелевский лауреат по физиологии и медицине Конрад Лоренц подчеркивал, что культурное развитие человека не отделено от результатов предшествовавшей биологической эволюции.

Коррупция – бич современного общества, социального управления, государственной службы. Она проявляется в разных формах и масштабах почти во всех странах мира. Это глобальная проблема, которая нуждается в интегративном осмыслении с позиций социологии, юриспруденции, культурологии... В том числе истоки коррупции, мотивирующие ее факторы можно рассматривать исходя из представлений о природе человека, его психики, на основе анализа взаимоотношения осознаваемых и неосознаваемых уровней сознания, инстинктивных порывов.

История и психика

Истоки коррупции, ее причины обычно связывают с социальными, политическими, экономическими факторами. И многочисленные законодательные инновации, антикоррупционная деятельность правоохранительных органов, гражданского общества в целом направлены на разрешение указанных противоречий. Эти меры, если системно и непрерывно проводятся, подавляют коррупцию, но не ведут к ее полному исчезновению. Остается открытым вопрос – почему человек, имеющий должное образование, соответствующий профессионализм, нередко склонен к злоупотреблению должностными полномочиями? Почему он рассматривает коррупцию как естественный способ достижения личного благосостояния?

Представляется, что разобраться в этих вопросах возможно, если мы обратимся к природе человека, проанализируем его психику, рассмотрим предпосылки и условия социализации индивида. Глубинная связь коррупции с природой человека определяет фундаментальность данной проблемы, поиски нетривиальных путей ее решения.

Слово коррупция (лат. corruptio) означает «разложение, порча», и оно отражает сущность данного явления. Это действительно «порча» нравственности, системы социального, государственного управления, которая грозит цивилизованному существованию общества. Ведь коррупция – это не только взятка, не только преступные деяния… Коррупция – это любое неадекватное использование власти для искушения.

Коррупция преследует людей испокон веков, и сегодня становится очевидным, что это глобальная проблема, решение которой требует консолидации усилий всего человечества.

Исторически коррупция проявлялась по-разному, ее восприятие зависело от социальных, культурных, экономических обстоятельств. В тех или иных формах коррупция имела место и в мирской, и в религиозной жизни. Так, в религии она представала, например, в форме индульгенции, инструмента отпущения грехов, или в различных видах жертвоприношений.

Однако отношение к коррупции эволюционировало и становилось все более нетерпимым по мере модернизации общества, укрепления демократического политического устройства, усиления идей свободы, равенства, гласности. Если когда-то коррупция считалась издержкой экономической деятельности, то сегодня она рассматривается как преступное и разрушительное явление. Осознается, что коррупция угрожает национальной и глобальной безопасности, приводит к деградации гуманистических, нравственных ценностей, существенно понижает уровень социального капитала и эффективность управления в самых различных сферах. Неслучайно на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 года ежегодно 9 декабря в мире отмечается как Международный день борьбы с коррупцией.

Даже в самые тревожные дни для общества коррупция не отступает. Так, в послании генерального секретаря ООН по случаю Международного дня борьбы с коррупцией от 9 декабря 2020 года отмечалось, что на фоне событий, связанных с COVID-19, возникают дополнительные возможности для коррупции. Разработка вакцин, их распространение, внедрение новых методов лечения увеличивают риск спекуляций. Необходимы широкие партнерские связи для укрепления надзора, подотчетности на основе использования методов, предусмотренных конвенциями Организации Объединенных Наций против коррупции.

Возникает резонный вопрос: возможно ли в принципе предотвратить коррупционные преступления на основе только административных, правовых мер? Не вызывает сомнений, что эти меры необходимы, но они, судя по всему, явно недостаточны. В Китае, где коррупционерам любого ранга однозначно грозит смертная казнь, периодически все равно выявляются коррупционные скандалы. Значит, дело не только и не столько в ужесточении законодательства.

Административные, правовые меры носят внешний, отвлеченный характер, они не затрагивают истоков, мотивов совершения коррупции и вступают в силу после совершения преступления.

Очень важно зарождение идеи коррупционного дела, выявление механизмов ее становления. Человек формирует представления о благоприятной жизни и явно или неявно устремляет свою деятельность к достижению такой жизни. Опережающий психологический подход в данном случае может предотвратить преступление. При подборе кадров, например, следует учитывать не только их профессиональные, но и психологические качества, обратить пристальное внимание на сформировавшиеся жизненные установки претендентов на государственную или иную службу.

Кому на Руси в принципе хорошо

Небезынтересны проявления коррупции и отношение к ней в России в прошлом и в наше время. В этой связи заслуживает особого внимания обращение к блистательной русской литературе, которая всегда реагировала на попрание человеческих прав и свободы, казнокрадство и взяточничество.

На основе творчества Николая Васильевича Гоголя (1809–1852), Александра Николаевича Островского (1823–1886), Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826–1889) можно представить социальную картину российской действительности ХIХ столетия.

В пьесе Гоголя «Ревизор» каждый персонаж совершает преступление: здесь – взятки, мошенничество, использование служебного положения. Не менее ярко предстает картина произвола и беззакония в пьесах Островского. В комедиях и социально-психологических драмах он вывел галерею индивидов: от корыстолюбивых, своевластных купцов, чиновников и помещиков до многочисленных приживалок и лицемерных карьеристов. Островский показал моральные качества чиновников, их коррупционное мышление, бездушие и бюрократизм государственного аппарата.

Салтыков-Щедрин по роду своей служебной деятельности был в курсе злоупотреблений, творимых чиновничеством, и пытался с этим бороться.

Вот что он, в частности, писал: «Воры и казнокрады – вот те, которым сейчас живется хорошо, которым есть чем помянуть прошлое! Правда, что рука прокурора достала кое-кого из них, но разве она достигла каких-нибудь результатов, покарав их?»

Со времен великих классиков русской литературы прошло более полтутора веков, но качественного сдвига в решении проблемы коррупции в России пока не найдено. Правда, в советское время она была придавлена жестким законодательством, «партийным контролем», но все же имела место, особенно в поздний период существования СССР.

Коррупция в России расцвела в 1990-е годы, когда в общественном сознании утвердился «культ денег», она охватила самые различные сферы, и этот деградационный процесс проявляется до сих пор. В течение последних лет число выявленных коррупционных преступлений в Российской Федерации практически не меняется и колеблется в пределах нескольких десятков тысяч.

18 (jpg, 157 Kб)

Волку «кажется», что он, перебив стадо овец, создает пищевой ресурс для будущего. Френсис Барлоу. Иллюстрация к басне «Мальчик, который кричал: «Волк!». 1687

Самым распространенным проявлением коррупции в России считаются взяточничество, «откаты» за оказание услуг или предоставление конкурентных преимуществ. Коррупция часто имеет место при проведении тендеров и осуществлении государственных закупок. Распространенным видом коррупции в последние годы стало присвоение бюджетных денег путем различных преступных финансовых схем.

В связи с этим возникают по меньшей мере следующие вопросы: насколько принимаемые на государственном уровне меры способны предотвратить коррупционные преступления? Почему государственный служащий совершает преступление, несмотря на риски, которые создаются на разных уровнях для выявления факта коррупции?

За период с 2008 по 2021 год в России велась комплексная работа по противодействию коррупции. Развивалось антикоррупционное законодательство Российской Федерации, был принят ряд документов, включая Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» содержит комплекс мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в РФ. Среди них – нормы о предоставлении представителю нанимателя сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; запрет заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также другие запреты.

Однако для предотвращения коррупции всего этого явно недостаточно. Административные, правовые решения не касаются истоков, мотивов совершения коррупции.

Психологический контекст

Фундаментальность проблемы коррупции проявляется при ее рассмотрении сквозь призму природы человека. Человек – биопсихосоциальное существо. Биологическая основа человека – его анатомия, физиология, генетическая программа развития, естественные потребности, инстинкты. Эта биологическая основа, развиваясь, породила психику – сознание, мышление, память, эмоции, характер. На этой основе появились предпосылки социального в человеке, что и выделило родового человека из животного мира, перевело его в надприродную область и открыло безграничные возможности развития.

Определяющее значение в данном историческом процессе имело формирование морали, которую можно считать главным индикатором становления человека. Появление основ морали отделяет первобытное человеческое общество от животного стада. Появление морали привело к тому, что люди, объединяясь в родовые общины, развивали, определяли основы совместного проживания, договаривались о правилах поведения.

Впоследствии на основе канонизации моральных принципов родилось юридическое право. Утрата морали, ее деградация, по существу, превращает индивида в человекоподобное существо. Именно здесь следует искать и корни периодически проявляющихся в истории рецидивов варварства, неподчинение общечеловеческим законам...

Биопсихические качества человека не исчезают с усилением в нем социальных качеств. Они неявно проявляются и определяют многие особенности в деятельности человека. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973), австрийский зоолог и психолог Конрад Лоренц в своих трудах подчеркивает, что культурное развитие человека не отделено «горизонтальной чертой» от результатов предшествовавшей биологической эволюции.

Принципиальное значение в данном случае имеет анализ психики человека. В свое время Чарлз Дарвин и Пол Экман в работе «О выражении эмоций у человека и животных» раскрыли связь биологических и психических явлений. Они показали, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между психикой животного и человека нет непреодолимой пропасти. Так были обоснованы единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюции живого.

Первоначальный уровень психического отражения, как известно, является бессознательным. Примерное время его появления – 500 млн лет назад. Он представлен главным образом инстинктами. К ним относятся: самосохранение, размножение, агрессия, обеспечение избыточности необходимых ресурсов. В принятии человеком решений участвуют все уровни психики. Бессознательный уровень психики играет в жизни человека значительную роль. Считается, что в стрессовых ситуациях регулирующая роль бессознательного возрастает.

Представляется, что это может быть не только в острых стрессовых ситуациях, но и при принятии решений в относительно нервозных, рискованных условиях, каким, несомненно, является, например, получение взятки. Иррациональное в этот момент замещает рациональное в сознании.

В связи с коррупцией особого внимания, на мой взгляд, заслуживает проявление инстинкта обеспечения избыточности необходимых ресурсов. Примером проявления этого инстинкта у животных может служить поведение волка, попавшего в стадо овец. Он убивает почти все стадо, а съедает в лучшем случае одного ягненка. Волку «кажется», что он, перебив стадо, создал пищевой ресурс для будущего.

С действиями волка можно сравнить поведение коррупционера, имеющего в банках миллионы, миллиарды рублей, но позарившегося на ничтожную по сравнению с его сбережениями взятку. Отличие в том, что у волка нет моральных качеств, он живет в соответствии с естественными инстинктами. А коррупционер знает о недопустимости своих действий с точки зрения морали и права. Но тем не менее человек совершает позорное деяние, не остерегаясь возможного осуждения. Инстинктивный уровень его психики при принятии решения в данном случае берет верх над социальным уровнем.

В книге «Агрессия, или Так называемое зло» Конрад Лоренц обращает особое внимание на инстинктивные мотивы стяжательства, тщеславия, которые поддерживаются в современном обществе, поскольку основными атрибутами общества стали культ денег и коммерческая конкуренция. Лоренц замечает, что опасность для современного человечества происходит из его неспособности разумно направлять процессы социальные, которые во многом обусловлены архаичной природой человека.

Вся надежда – на культуру

Итак, мы с животными имеем общее происхождение и нами часто руководят такие же инстинкты, какие управляли нашими дочеловеческими предками. Вопрос, таким образом, сводится к тому, как овладеть, управлять этими инстинктами.

Регуляторами, тормозящими естественные инстинкты человека, выступают культурные формы поведения, наиболее ранние из которых – обычаи, ритуалы. Кроме них усмиряют «зверя в человеке» религиозные запреты – табу и непрерывный воспитательный процесс в семье, в годы обучения и в течение всей жизни. Таким образом, моральное совершенствование человека, подавление хищнического потребления и коррупции связаны с гуманизирующей функцией культуры.

Еще мыслители Нового времени видели в культуре главное средство исправления природных пороков человека и предотвращения социальных катаклизмов. Однако очевидны консервативность, инерционность природы человека, его сознания (подсознания). Это получило определенное теоретическое подтверждение благодаря развитию генетики и психоанализа. Немецкий философ Карл Ясперс, например, считал, что сама человеческая природа, этос человека, доброта и мудрость вообще не подвержены развитию. Прогресс происходит в знаниях, в технике, в создании предпосылок новых человеческих возможностей, но не в субстанции человека.

И все же, согласно концепции глобального эволюционизма, предложенной отечественным ученым и философом, академиком Никитой Моисеевым, природа человека меняется. Только это происходит в течение длительного времени, в масштабе многих тысячелетий. В ходе истории человек в той или иной степени очищается от естественных, животных инстинктов.

Мысли о наживе, обогащении без усилий возникают первоначально в умах людей, поэтому в их сознании следует укоренять антикоррупционные идеи, пользуясь возможностями системы воспитания и образования, средств массовой информации, кинематографа, литературы и искусства. Необходимо формирование в обществе установок должного, разумного благосостояния. Особое значение в данном случае имеет пример образа жизни представителей государственной и муниципальной власти, предпринимательского сообщества и деятелей культуры.

Итак, коррупция связана как с природой человека, так и социальными, экономическими, культурными обстоятельствами его существования. Не вызывает сомнений, что она была бы значительно затруднена при неприятии обществом нечестных сделок, уничижительном отношении к персонам, нажившим богатство неправедным трудом. Сегодня социальная действительность должна содействовать этому.