http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=92788992-45b6-4beb-94cb-35fd39ab1095&print=1© 2024 Российская академия наук
Российской академии наук Министерство образования и науки РФ уже более года навязывает так называемую модернизацию. Ее целями демагогически называются повышение статуса России как мировой научной державы, расширенное воспроизводство знаний, доведение их до мирового уровня, повышение конкурентоспособности "человеческого капитала". Однако реальные шаги власти убеждают, что эти звонкие фразы лишь прикрывают дальнейшее разрушение отечественной науки.
УЧЕНЫМ СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, что обозначенные цели "модернизации" по принятой правительством схеме достигнуты не будут. Для усиления статуса России как мировой научной державы и расширенного воспроизводства знаний необходимо, чтобы расходы на науку в целом в федеральном бюджете страны были увеличены в 2-3 раза. Их долю в бюджете необходимо довести до 3-4%. Это вполне осуществимо при громадном накопленном стабилизационном фонде и профицитном бюджете. Озабоченные судьбой страны силы, прежде всего КПРФ, настаивают на этом уже не первый год. Они решительно протестуют против того властного курса, следствием которого стали деградация российской науки, падение престижа научного работника, не только относительное, но и абсолютное обнищание большинства специалистов, занятых производством знаний.
Несмотря на протесты научной общественности и профсоюза работников Российской академии наук, президент РАН академик Ю. С. Осипов согласовал 11 октября 2005 года "Программу модернизации структуры, функций и механизмов финансирования РАН". В соответствии с этой программой издано постановление правительства РФ от 22 апреля 2006 г. N 236 "О реализации в 2006-2008 гг. пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников РАН". Постановлением предусматривается осуществить в три этапа повышение должностных окладов научных (только научных) работников примерно в 4 раза. Но при этом намечено поэтапное же сокращение численности работников РАН на 20%.
Всмотримся повнимательнее в реальное содержание документа. В нем обнаруживаются весьма примечательные моменты. Например, повышения надбавок за ученую степень кандидата и доктора наук, размер которых был установлен еще в апреле 2003 года, этим правительственным постановлением N 236 не предусмотрено. Между тем оклады молодых специалистов, приходящих на работу в институты РАН, даже после их нынешнего майского повышения (первый этап "модернизации") составляют 3600 рублей (для справки: прожиточный минимум в Иркутске во втором квартале 2006 года составлял 3517 рублей). Только на третьем этапе (в 2008 году) они достигнут 10000 рублей. Индексация окладов, указанных в постановлении N 236, не предусмотрена. Положение о выплате стимулирующих надбавок также не утверждено. О жилье, особенно для молодых специалистов, ни в "Программе модернизации", ни в постановлении N 236 не упоминается.
Таким образом, повышение окладов растянуто на 3 года, причем их основное увеличение предусматривается на последнем, третьем этапе. Это означает, что с учетом инфляции нищенское положение ученых и падение престижа науки будут продолжаться еще, как минимум, два года.
Помимо зарплаты ученым, необходимы командировки на научные конференции и семинары, экспедиционные и экспериментальные работы. Увеличение же финансирования этих статей расходов при "модернизации" вообще не предусматривается.
Следовательно, ни к какому кардинальному улучшению положения академической науки проводимая "модернизация" РАН не приведет. Будут продолжаться сокращение численности и старение научных кадров, вымирание научных школ, сужение тематики и снижение результативности исследований из-за недостатка командировок, экспедиций, экспериментальных работ и др., то есть деградация российской фундаментальной науки.
Эти негативные тенденции нетрудно увидеть на примере институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН. Численность сотрудников институтов ИНЦ сократилась с 1990 года не менее чем в два раза, а если учитывать капитальное строительство объектов науки и жилья, то общее финансирование (в сопоставимых ценах) научного центра снизилось в 5-10 раз. В связи с низкой зарплатой из институтов ушли многие кандидаты наук среднего возраста. По этой же причине, а также из-за отсутствия жилья почти прекратился приток молодежи. Институты утратили возможность принимать ученых и молодых специалистов из других городов страны. В последние годы ввиду драконовского нормирования численности ученых ИНЦ стало практически невозможным зачисление в штат даже выпускников аспирантуры.
Руководство Сибирского отделения РАН принимает все возможные для него меры по поддержанию академической науки. Однако его финансовые возможности ограничены, и если не будут сделаны кардинальные шаги со стороны правительства РФ, то деградация академических институтов продолжится. Особенно необходимы немедленное повышение зарплаты научного, инженерного и обслуживающего персонала в 3-4 раза, выделение специальных ставок (штатных единиц) для ежегодного приема молодых специалистов и выпускников аспирантуры в размере 5-8% от численности научных сотрудников. Одновременно срочно необходимо решение проблемы жилья для научных сотрудников, особенно молодых. Позарез нужно кратное увеличение финансирования расходов на командировки, экспедиции, обновление экспериментальной базы, капитальный ремонт зданий и коммуникаций и т. п. Нельзя откладывать и решение проблемы пенсионного обеспечения для всех категорий работников РАН. Для научных учреждений не менее актуально восстановление льгот по налогам на землю, имущество и др.
Г. Ф. КОВАЛЕВ.
Доктор технических наук, секретарь первичного отделения
КПРФ.
***
Обращение партийной организации КПРФ Иркутского академгородка
Коммунисты Иркутского академгородка призывают:
1. Всех работников Российской академии наук активно и решительно выступить с протестом против "модернизации" РАН по принятой правительством концепции. Необходимо требовать увеличения, а не сокращения численности РАН для того, чтобы иметь возможности приема молодых специалистов; решения жилищной проблемы, в первую очередь - для молодых научных сотрудников; увеличения ассигнований на научные командировки, экспедиции и экспериментальные работы; кратного повышения зарплаты сотрудникам РАН, не относящимся к научному персоналу; повышения пенсий сотрудникам РАН до уровня пенсий государственных служащих и др.
2. Руководство РАН, ее отделений и научных центров, профсоюз работников РАН, руководителей институтов РАН принять все возможные меры для изменения концепции "модернизации" РАН, чтобы она привела к действительному подъему, а не к дальнейшему разрушению фундаментальной науки.
3. Правительство Российской Федерации - пересмотреть концепцию "модернизации" РАН: сделать ее комплексной, предусмотрев решение проблем привлечения в науку молодых специалистов (обеспечение их штатными единицами, жильем и привлекательной зарплатой), повышение расходов на научные командировки, экспедиции, экспериментальные работы и оплату труды ненаучных сотрудников и др. Предусмотреть увеличение (а не сокращение) численности РАН, а также общих расходов на науку в 2-3 раза в федеральном бюджете страны.
4. Президиум ЦК КПРФ, фракцию КПРФ в Государственной думе РФ, региональные отделения КПРФ оказать всемерную поддержку Российской академии наук, чтобы предотвратить дальнейшую ее деградацию, и принять меры на федеральном и региональных уровнях для действительного ее подъема и развития.