http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=92b196ad-5574-4afe-8394-e2f1e7eba6b3&print=1
© 2024 Российская академия наук

НАЧАЛО ДОХОДИТЬ

06.08.2018

Источник: Известия, 06.08.18



Эксперт по математическому моделированию рисков и катастроф Георгий Малинецкий — о том, как справиться с ситуацией быстрого исчерпания возобновляемых ресурсов планеты

Ученые международной некоммерческой исследовательской организации Global Footprint Network подсчитали, что 1 августа была пройдена граница допустимого использования ресурсов, которые были отведены человечеству на весь 2018 год. Если бы все жители планеты потребляли так же активно, как в РФ, то нам бы понадобилось бы 3,3 планеты, а если как в США, то пять планет.

Когда я учился, то у нас тугодумам говорили: «До тебя доходит, как до жирафа, на третьи сутки». Но человечество гораздо больше, чем жираф. И интересно выяснить, когда же доходит до него. Новость, которую сообщили 1 августа, исследователи пытаются донести до человечества примерно с 1971 года.

В 1971 году Джей Форрестер по заказу Римского клуба, объединяющего предпринимателей и влиятельных политиков, выполнил работу по прогнозу развития человечества в XXI веке. Прогноз оказался неутешительным. Судя по нему, нас ждет коллапс в экономике к 2050 году при сохранении тех тенденций, которые были примерно полвека назад. В чем же дело? Мы неразумно используем невосполнимые природные ресурсы, и, как оказалось позже, в исследованиях профессора Матиса Вакернагеля было выяснено, что мы замахнулись на большую часть возобновляемых ресурсов таким образом, что природа уже не успевает их восстанавливать.

Уже в 1971 году было понятно, что мы живем за счет наших детей и внуков. Мы не научились экономно расходовать то, что имеем, и не увидели новых источников для своего развития. Кроме того, огромной проблемой для нас оказался мусор. Эти результаты вызвали шок. Под их влиянием возникли движения «зеленых», были выдвинуты идеи устойчивого развития, политики начали собираться на экологические саммиты. Но шок прошел. Документы приняты, книги опубликованы. Однако до человечества серьезность нынешней ситуации пока не дошла.

Есть ли выход? Да, он есть и был найден группой профессора В.А. Егорова, работавшей в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша АН СССР в те давние 1970-е годы. Математическое моделирование показало, что планета не выдерживает расширенного воспроизводства и стремительного развития техносферы.

Недавно было подсчитано, что вес того, что добыто из земли и использовано для строительства, производства и всего остального, в 30 раз больше, чем собственно вес биосферы.

Коллапса экономики можно избежать, создав две гигантские отрасли промышленности. Одна занимается переработкой создаваемых и уже созданных промышленных отходов. Другая — рекультивацией земель, выведенных из хозяйственного оборота. Первая отрасль сравнима со всем транспортно-энергетическим комплексом мира, вторая — со всем оборонным. При этом численность населения, качество жизни, уровень потребления можно вывести на постоянные значения.

Если представить себе эту ситуацию, получилось бы, что в одном городе, в одной стране из года в год живет примерно одно и то же число людей. И если возникает потребность создать новое производство, то вам надо решить, что будет закрыто. Современные технологии позволяют сохранить достигнутый уровень потребления всего в течение нескольких десятилетий, а хотелось бы рассчитывать хотя бы на века. Это совсем другая культура, мораль, этика, отношение к себе и другим.

Есть в мире такая страна, как Швейцария, не слишком бедная. Однако у них не продают молоко в пакетах, потому что пакет, выброшенный в лесу, будет разлагаться около 200 лет, а памперс — более 500. И ведь не хочется, чтобы младшие убирали за нами и удивлялись объемам наших свалок. В Швейцарии молоко продают в бутылках, и до того, как бутылка выйдет из строя, она совершит 24 цикла.

Ну а теперь — к нашим палестинам. Мы в гораздо более выгодном положении. Великий русский химик Дмитрий Менделеев говорил, что у природы нет отходов, а есть ресурсы, которые слишком расточительно использовать один раз. Кроме того, он полагал, что Россия должна добывать нефть и перерабатывать ее. А также считал, что топить нефтью так же расточительно, как топить ассигнациями. До нас заветы Менделеева, связанные с ресурсами и рециклингом, доходят уже более века. Но, видимо, пока не дошли.

Мне кажется, мы слишком увлечены глобальными масштабами, числом планет, взаимодействием цивилизаций. Начинать-то надо с себя, со своего дома. В развитых европейских странах считается нормой переработка 95% всех бытовых и промышленных отходов и захоронение 5%. У нас пропорция обратная. Но то, что рециклинг надо превращать из криминального бизнеса и заработка бомжей в высокотехнологичную отрасль, как это делается в ведущих странах, стало понятно только тогда, когда нас клюнул жареный петух.

Оглянемся на свалки Подмосковья и еще нескольких областей, на которые возят московский мусор. Если бы до нас дошло раньше то, что говорили не одно десятилетие специалисты по рециклингу, по экологии, то нынешней ситуации, близкой к катастрофической, не было бы.

Впрочем, и сейчас не поздно их послушать. Одним из худших вариантов обращения с мусором является его сжигание. Дело в том, что при сжигании мусора возникает диоксин, который крайне опасен даже в сверхмалых концентрациях. Может быть, обойтись без гигантских заводов, строительство которых сейчас начинается, а использовать другие технологии. Может быть, стоит оглянуться на себя и обращаться с природой бережнее, а с ресурсами экономнее. Да и вообще хотелось бы обойтись не тремя планетами, а одной шестой частью суши. Поверьте, это тоже очень много.

Автор — руководитель научно-образовательного центра Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, доктор физико-математических наук, вице-президент Нанотехнологического общества России