http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=93714c13-95f5-42bf-80c3-281da0a8d012&print=1© 2024 Российская академия наук
Обсуждение пилотного проекта по созданию сети опорных (или базовых) школ Российской академии наук стало главным пунктом повестки последнего заседания Президиума РАН. Как сообщил главный докладчик по этому вопросу вице-президент РАН Алексей Хохлов, по предварительным данным, участниками проекта станут 110 школ, расположенных в 32 субъектах Федерации. Список конкретных учебных заведений еще не утвержден и в ходе обсуждения может быть модифицирован. Для каждого региона определен свой координатор.
- Мы старались отобрать кандидатов, которые стремятся вкладывать душу в этот проект, - подчеркнул академик. В команде координаторов - академики и члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты наук.
Напомним, что решение о запуске пилотного проекта, разработанного академиками совместно с Министерством просвещения РФ, было объявлено в феврале на полях Российского инвестиционного форума в Сочи.
Опорные школы (одна или несколько в каждом субъекте) должны стать площадками, где, занимаясь со школьниками, члены академии будут вовлекать своих потенциальных преемников в исследовательскую деятельность.
Как ожидается, одним из основных эффектов от реализации этого проекта должно стать повышение среднего уровня общего образования - благодаря тому, что поднимется уровень организации работы со школьниками, настроенными на получение научных знаний. Базовые школы РАН будут тесно взаимодействовать с академическими структурами и ведущими университетами. Обеспечением этого процесса и займутся региональные координаторы, половина из них, как уточнил А.Хохлов, трудится в крупных вузах. В опорных школах появятся профильные учебные курсы и факультативы, в том числе исследовательской и проектной направленности. Академики и члены-корреспонденты РАН будут выступать с лекциями и давать школьникам индивидуальные консультации. Успешные выпускники получат рекомендации, которые пригодятся им в начале научной карьеры. Также среди планируемых эффектов проекта - создание «точек роста» и распространение опыта подготовки молодых ученых, формирование у школьников навыков исследовательской деятельности.
- В конечном итоге этот проект должен способствовать созданию сообщества профессионалов, нацеленных на решение актуальных проблем образования, науки и практики, обеспечить приток молодых ученых в образовательные организации и исследовательские центры нашей страны, - подчеркнул вице-президент РАН.
Отбору школ, участвующих в эксперименте, предшествовала экспертиза, в ходе которой учитывались как достижения их выпускников в олимпиадах и успехи в выстраивании своих дальнейших образовательных траекторий, так
и территориальная близость к НИИ и крупным вузам. Модели опорных школ РАН могут быть разными: профильные, с углубленным изучением ряда предметов на всех уровнях обучения; школы-лаборатории, в которых ученики будут заниматься научно-исследовательской работой, в том числе на базе ведущих институтов; школы при университете или школы-ресурсные центры с возможностью проведения занятий для мотивированных учащихся других учебных заведений; смешанная модель.
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева заявила о необходимости сформировать совет по взаимодействию со школами РАН. Ее министерство берет на себя обеспечение организационно-правовой части проекта. Предполагается, что закупка нового оборудования для опорных школ РАН обойдется в 1 млрд рублей. Из федерального бюджета будет выделена половина необходимых средств, остальную часть, как полагают в Минпросвещения и академии, обеспечат частные инвесторы.
О.Васильева обратила особое внимание на то, что какого-либо серьезного структурного реформирования школ, которые станут опорными для РАН, не будет. Но, вероятнее всего, из муниципального подчинения они перейдут в региональное.
- Программа опорных школ РАН - это некая смычка между нацпроектами «Образование» и «Наука», поскольку речь идет о подготовке соответствующих кадров для научно-образовательных цент-ров. Проект находит понимание у руководителей регионов, ведь губернаторы ответственны за их развитие, поэтому было бы вполне естественно перевести базовые школы в их подчинение, - считает президент РАН Александр Сергеев.
Организаторы проекта рассчитывают на то, что за счет повышения своего статуса школы РАН положительно повлияют на общий уровень работы муниципальных и региональных учебных заведений.