http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=93755cc8-8866-42ca-802e-a5d86784dbee&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПРОГРАММА НА СТО ЛЕТ ВПЕРЕД

25.10.2006

Источник: Независимая газета-Наука, Владимир Покровский

Оптимистический взгляд академика Велихова на "инновационные рельсы"

На прошлой неделе в подмосковной "силиконовой долине" - Зеленограде прошло выездное заседание Совета по науке и высоким технологиям при президенте России. Владимир Путин в очередной раз встретился с учеными и правительственными чиновниками, отвечающими за формирование и реализацию научно-технической политики в стране. Когда корреспондент "НГ" спросил президента РНЦ "Курчатовский институт", академика Евгения Велихова, что представляется ему самым важным событием этой встречи, тот без ложной скромности ответил: "Мой доклад".

- Евгений Павлович, а почему вы так считаете?

- Как вы знаете, основной тематикой встречи было "Партнерство науки, бизнеса и государства в российской экономике". Речь шла о превращении России из сырьевой державы в страну, экономика которой основана на высоких технологиях, инновациях, словом, о том самом переходе на инновационные рельсы, о котором так много говорят в последние десять лет. Я докладывал о вполне реалистичном плане такого перехода.

На встрече много говорилось о создании среды, которая поддерживала бы инновации, малый и средний научный бизнес, о необходимости соответствующих налоговых преференций, о венчурных фондах... Это длинный, но необходимый путь, путь, занимающийся, так сказать, "взрыхлением почвы".

И на этой почве должен работать, с моей точки зрения, наш локомотив - энергомашиностроение.

- Почему именно "энерго-", а не какое-нибудь другое машиностроение?

- Потому что этот рынок сегодня огромен - МАГАТЭ оценивает его "емкость" в 13 триллионов долларов на ближайшие 25-30 лет! Он постоянно растет, потребность в нем огромная, и к концу этого периода вообще может разразиться серьезный кризис из-за нехватки энергии. И это в значительной степени наш рынок.

Сегодня у нас есть очень серьезный шанс сделать прорыв в этом направлении. Дело в том, что при таких объемах, размахах и темпах мы должны сделать с энергетическими системами то же, что Форд в 1903 году сделал с автомобилями - перейти к их серийному производству. И мы в состоянии это сделать - у нас есть огромный опыт серийного производства атомных подводных лодок, в свое время мы их сделали очень много.

- То есть, говоря об энергетических системах, вы имеете в виду атомные станции?

- Нет, это понятие много шире. Это, во-первых, платформы - и для газа, и для нефти. Сейчас заканчивается сборка такой платформы. Она уникальна. Ее вес вместе с бетоном - 500 тысяч тонн. Стоит она порядка миллиарда долларов, но способна добывать от 5 до 7 миллионов тонн нефти в год.

При сегодняшних ценах на нефть - это больше двух миллиардов долларов, так что она довольно быстро окупится.

Но самое главное в том, что она изготавливается полностью в заводских условиях. Мы с самого начала планировали, что это будет серия, потому что на Печерском море можно добывать до 20-30 миллионов тонн нефти. Сегодня завод получил заказ сразу на три платформы, причем не только от нашего рынка. Где мы сегодня на международном рынке? Разве мы продаем за границу самолеты гражданской авиации? А с платформой сразу получилось.

Нам надо также вставать и на "вторую ногу", я имею в виду добычу газа, точнее, его транспортировку. Здесь проблема в том, что кроме газа трубопроводного нам нужно выходить и на сжиженный газ - без него мы не можем разрабатывать целый ряд месторождений с огромными запасами. То есть надо изготовлять серийные заводы по сжижению, и все возможности для этого у нас есть. Надо изготавливать танкеры для транспортировки сжиженного газа, сейчас они в большом дефиците, мировые мощности забиты, все заказывают их на десяток лет вперед. Мы вполне можем заниматься и этим - есть сухой док на заводе "Севмаш", при определенной модернизации он вполне способен серийно производить такие танкеры.

Но танкер уязвим с точки зрения безопасности, и на некоторых трассах можно использовать и подводные корабли - у нас есть и такие проекты. Подводный танкер, конечно, дороже, но он снимает все вопросы безопасности, а иногда это важнее.

- А как с "третьей ногой", с атомными станциями? Тоже серийное производство?

- Конечно. Правда, станции, которые сейчас строят Россия и другие страны, для полноценного серийного производства подходят мало, на заводе их не соберешь. Это гигантская строительная площадка, целый город строителей со всеми сопутствующими головными болями - это громоздкое долгое и дорогое дело. А когда строишь станцию за рубежом, это нежелательно еще и с точки зрения нераспространения ядерных технологий. Словом, это технология XX века.

Сейчас концерн "Росатомэнерго" сделал очень важный и, я считаю, в мировом масштабе исторический шаг. 14 июня впервые был заключен контракт с "Севмашем" на строительство плавучей атомной электростанции КЛТ электрической мощностью в 70 мегаватт.

А это уже станция XXI века. Это уже не огромная территория со множеством сооружений, слабо связанных друг с другом, это просто корабль, который подойдет к порту, подключится ко всем необходимым коммуникациям и начнет выдавать ток. Это уже заводское серийное производство. Фактически это как "Боинг". Их же не собирают в аэропорту, прежде чем лететь. А когда собирают, лучше не лететь.

Эти электростанции для нас крайне важны, они должны будут постепенно заменять электростанции, работающие на газе, сегодня у нас абсолютно ненормальное соотношение между внутренней и экспортной ценами, вот уж действительно топим печки ассигнациями!

- Но... 70 мегаватт. Не маловато ли?

- Это начало. В нижегородском ОКБМ имени Африкантова, где этот проект был разработан, сейчас разрабатываются реакторы на 150 и 300 мегаватт, а из "трехсотников" вполне можно собрать станцию мощностью 600 мегаватт. России в ближайшие три десятилетия понадобится построить порядка 150 подобных электростанций, то есть без серийного производства здесь не обойтись. "Севмаш" к такой серии в принципе подготовлен - прежде он выпускал до 6 атомных подводных лодок в год. Сколько сейчас сможет делать плавучих АЭС, сказать не могу, все зависит от организации производства.

- Вот вы говорите "локомотив". И сколько времени этот локомотив будет вытягивать страну на инновационные рельсы? 20 лет, 30?

- Что вы! Это программа на весь век! Это, конечно, очень крупная программа. И, конечно, она потянет за собой все - и малую наукоемкую промышленность, и саму науку, и информационные технологии. Для моделирования понадобятся и суперкомпьютеры, и современное программирование, и сетевая технология ГРИД. Получат серьезный стимул к развитию и гидродинамика, и наука о материалах, и ядерная физика, и многое другое.

Что же до экономики, то эффект сказывается сразу. Например, посмотрите на Северодвинск, где находится "Севмаш". Сегодня это основной налогоплательщик в Архангельской области. Благодаря Северодвинску эта область сегодня более или менее благополучна. Такие проекты сразу тянут за собой все остальное, все национальные проекты жилье, образование, здравоохранение... Как только начнется серийное производство, мы сразу вытягиваем всю страну, решаем все больные вопросы - и с Дальним Востоком, и с Севером, и с Каспийским морем, все.

- Но это ведь очень крупные затраты. Откуда деньги?

- При нынешних ценах на нефть это не вопрос. Есть бюджетные деньги, есть инвестиции. Ведь на самом деле мы имеем здесь то, о чем сейчас так много говорят, но никто не знает, как это сделать - частно-государственное партнерство. Над каждой из программ, о которых я говорил, будь то платформы или плавучие АЭС, работает куст государственных предприятий и частная организация - "Газпром".