http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9382797e-cd20-449f-829f-5964d3eb823b&print=1© 2024 Российская академия наук
Год от года наука уплотняется, становясь коллективным интеллектуальным трудом. Переведя Бернара в символы математики, уральские ученые с полным правом могут справа поставить знак «равносильно»: «мы» — это наука. Об их роли в развитии познания, участии в модернизации страны, о силе сотворчества, о перспективах — глава уральской науки академик Валерий Чарушин.
На Урале сформировались ведущие научные школы по ряду направлений. Если мы говорим о приоритетах модернизации и таких областях, как информатика, космос, мы не можем не упомянуть уральскую школу математиков, которая традиционно занимается математической теорией управления. В этой сфере академик Николай Николаевич Красовский был и остается признанным лидером мировой науки. И сегодня Институт математики и механики УрО РАН — сильный в научном смысле коллектив, располагающий великолепными кадрами. В этом институте работают звезды первой величины — академики Еремин, Ильин, а также ныне возглавляющий кафедру МГУ академик Куржанский. Президент РАН Юрий Сергеевич Осипов, хоть и связан с московской математической школой, по-прежнему считает себя уральцем. Ушли из жизни академики Сидоров и Субботин, которые внесли весомый вклад в развитие этого направления. Сегодня им начинают заниматься молодые математики — очень перспективные ребята.
Это направление — основа для сотрудничества с высокотехнологичными производствами. На передний план в России выходит развитие авиации. Среди основных наших партнеров — ОАО «Пермские моторы» — единственное предприятие в России, способное конкурировать с Западом в создании авиадвигателей. С ним тесно работает Институт механики сплошных сред под руководством академика Матвеенко — это тоже математика. В Ижевске, мировой столице стрелкового оружия, с Институтом прикладной механики, возглавляемым академиком Липановым, взаимодействуют «титульные» предприятия — и это уральская математическая школа. Контакты математиков весьма обширны, и круг прикладных задач, которые они решают, широк.
Если мы говорим о работах ядерного и ракетного центров, то основные проблемы — моделирование новых образцов, процессов эксплуатации, определения срока и т. д. Целый комплекс задач на этих «пиках» связан с модернизацией высокотехнологичного оборудования. Поэтому эти центры на Южном Урале тесно сотрудничают с фундаментальной наукой.
Очень сильную школу сформировали физики — прежде всего, в области магнитных явлений. Это направление, связанное с именем академика Сергея Васильевича Вонсовского, сегодня приобретает новое значение. И здесь много молодых лиц, которые поддерживают ведущие позиции школы. Не случайно именно у нас в прошлом году с огромным успехом прошла крупная международная конференция по магнетизму с широким кругом участников из Японии, Великобритании, Германии, Франции и других стран.
Сравнительно молодо в Екатеринбурге направление электрофизики, созданное «сибирским десантом» академика Геннадия Андреевича Месяца. Сохраняется обширное сотрудничество с сибиряками — Институтом сильноточной электроники, Институтом ядерной физики им. Г.И.Будкера и др. Развиваются новые, очень перспективные направления. Так, в Институте электрофизики создана целая серия приборов, компактных ускорителей, получены рекордные характеристики по мощности наносекундных импульсов, внесен большой вклад в фундаментальные основы этого явления. А основатель направления, Геннадий Андреевич Месяц, по-прежнему не только крупный администратор, но и активный ученый, сохранивший высокий научный облик.
Традиционно очень сильна на Урале химия, развивающаяся с начала 1930 х годов. Урал — металлургический край, но в основе металлургии лежат химия и физика. Это направление развивалось как в стенах Академии, так и в техническом университете — в то время индустриальном, политехническом. И когда мы говорим о модернизации промышленности — например, о создании твердых сплавов, то не можем не сказать о легендарных ученых — академиках Бардине, Ватолине, Швейкине, Леонтьеве, Смирнове. О тех, кто собрал целый «урожай» Государственных и Ленинских премий, премий Правительства РФ за разработки технологий, которые реализованы на предприятиях Урала и во многом определили облик промышленности СССР и России.
Необычайно сильны биологи. Уникальна школа академика Станислава Семеновича Шварца, которую многие годы возглавлял академик Владимир Николаевич Большаков, и которая занимается широким кругом вопросов взаимодействия атомной промышленности и биосферы. Так, многие годы волновал общественность и ученых Восточно-Уральский радиоактивный след. На Белоярской АЭС работает наша биостанция — после событий в Японии ее деятельность актуализировалась. Институт экологии растений и животных вносит огромную лепту в обеспечение космических полетов, оценку экологических последствий освоения космоса, падения ступеней ракет, движения промышленности на Север, в частности — в научное сопровождение проектов «Урал промышленный — Урал Полярный» и Белкомур. Ученые предпринимают все для минимизации биологических последствий, причем оценивают их не только измерением каких-то явных характеристик. У биологов — свои индикаторы. Допустим, через то, как растут лишайники, мхи, карликовые деревья, делаются оценки воздействия на живую природу и выявляется эффект. Фундаментальные исследования ведутся из года в год, материалы накапливаются, обобщаются, анализируются, и создается целостная картина последствий воздействия на живое. Составлены «Красные книги» Урала по растениям и фауне.
Сегодня мы ставим вопрос о расширении нашего присутствия на Урале. На днях руководство РАН поддержало передачу нам Тобольской биостанции. Для нас этот регион исключительно интересен не только своей природой, но и историей. Тобольск около двухсот лет был столицей Сибири, с обширными международными связями и иностранными посольствами, с развитой торговлей. Поэтому мы планируем трансформировать эту биостанцию в комплексное научное учреждение. Оттолкнувшись от биологии, развернуть там гуманитарное, историческое и, возможно, экономическое присутствие. Эта комплексная научная станция будет развиваться как стационар Российской АН, но административно и финансово управляться нами.
Центр интересов науки идет на Север, туда, где будут реализовываться крупные государственно-частные проекты. Недавно я получил письмо от губернатора Архангельской области Ильи Филипповича Михальчука с предложением создать три новых академических института. Взаимодействуя с региональной властью, мы намерены усиливать как гуманитарные (демография, история, язык, культура), так и экономические науки — прежде всего в связи с развитием Северного морского пути, освоением полярных территорий и шельфа, а также будущих планов России в Заполярье.
В многогранности — сильная сторона уральской науки. У нас, образно говоря, есть «критическая масса». Ученые самых разных направлений, генерируя новые знания, расширяют экономические горизонты страны и закладывают фундамент ее будущего. И я уверен, что прорыв будет.