http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=93b24ce4-79f5-4171-95d3-7f3892d22383&print=1© 2024 Российская академия наук
Однако, по условиям конкурса, денежные средства в размере 5 млн рублей получат только те команды, которые станут полноценными резидентами инновационного центра. Ведь именно для привлечения «свежей крови» «Сколково» через ФАНО и «кинуло клич» в более чем 600 институтов Российской академии наук (РАН) по всей стране. «Из 1000 наших резидентов около 150 — выходцы из академической среды, но нам бы хотелось, чтобы их было значительно больше, — отметил Эдуард Каналош, директор по работе со стратегическими инвесторами Фонда «Сколково». — Проекты РАН — это наука, сравнительно более «тяжелая» для коммерциализации, чем, скажем, интернет-торговля, но это та сфера, где помощь «Сколково» больше всего и нужна. Проекты настоящих ученых не только самые «тяжелые», но и самые прорывные, и мы находимся в их постоянном поиске».
Проигравших нет!
Победители конкурса были объявлены недавно, в последний день работы в Москве международного форума «Открытые инновации». На первом месте оказался проект создания беспроводного электрокардиостимулятора, разработанного командой ученых под руководством Ольги Бокерия, старшего научного сотрудника Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. Устройство небольших габаритов (22x12,5 мм) весит всего 11 граммов и в отличие от современных проводных аналогов не вызывает послеоперационных осложнений.
Второе место занял проект Сергея Варфоломеева, директора Института биохимической физики РАН им. Н.М. Эмануэля. Его команда разрабатывает гибрид суперконденсатора и аккумулятора и планирует создать устройство для хранения электроэнергии, которое сочетает в себе высокие мощности и плотность энергии.
Ну а «бронзовым» призером стал проект супергидрофобного покрытия, которое можно наносить на различные ткани и делать одежду, которая эффективно отталкивает воду и не пачкается. Этот проект разработан командой Николая Гринева из совместного Центра трансфера технологий РАН и «Роснано».
Однако тройка лидеров в данном конкурсе помимо кубков размером побольше и аплодисментов подольше других преимуществ перед остальными не имеет — все 33 команды-победителя приглашены стать участниками «Сколково», и гранты им гарантированы. «Сейчас мы работаем с победителями конкурса, помогаем им определиться, написать заявку на вступление в резиденты, — рассказывает Эдуард Каналош. — Могу отметить, что большинство команд, занимающихся разработкой инновационных решений, понимают, зачем им нужно в «Сколково».
А действительно, зачем ученым мужам Фонд «Сколково»? Ответ кроется в названии конкурса. Кто как не «Сколково», место, где сочетаются мощности государства и частных инвесторов, способен продуктивно заняться «коммерциализацией результатов научной деятельности», то есть научить доцентов и профессоров не только творить и выдумывать, но и пробовать. Пробовать превратить идеи в реальный товар, на котором можно заработать. Звучит, наверное, для кого-то кощунственно, но не для тех, кому эти разработки реально нужны, то есть для нас с вами!
Диагноз за 10 минут
Вот, например, команда Ивана Шумова из НИИ биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича разработала проект диагностического устройства для экспресс-диагностики онкологических заболеваний. «Идеи коммерциализации у нас были и раньше, но средств, выделяемых по линии госбюджета, было недостаточно для их реализации, — рассказывает руководитель команды. — Поэтому мы приняли решение участвовать в конкурсе «Сколково» и ФАНО, чтобы привлечь внебюджетное финансирование для реализации нашего проекта».
Когда этот проект будет реализован, в каждой районной больнице может появиться прибор, который в течение 10 минут по анализу крови способен диагностировать наличие самой ранней стадии онкозаболевания. Причем стоимость такого экспресс-анализа не будет превышать 100 рублей в отличие от существующих долгих и дорогостоящих тестов. Иван Шумов сообщил, что его команда уже приняла решение стать резидентом «Сколково»: «Мы планируем совершенствовать нашу разработку с целью создания коммерческого образца, доступного для конечного потребителя. Однако уверены, что дальнейшая судьба проекта зависит от интереса бизнеса».
Еще один проект прибыл на конкурс из Иркутска, где находится Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН. Заведующий отделом по защите информации и сетевому сопровождению этого института Александр Джурик представил программное обеспечение, которое поможет передавать и воспроизводить звук в совершенно новом качестве.
«В вашем смартфоне нет музыки, там есть набор закодированных данных, которые нужно раскодировать, — объясняет он. — Этим занимаются кодеки. Качество музыки зависит от пропускной способности этого кодека. Аудиокодеков — большое количество, и они различаются именно по тому, насколько много информации могут своевременно пропустить. Так вот мы создали ТТА-кодек, который обрабатывает информацию на новом уровне, позволяя слушателю, едущему в метро, чувствовать себя посетителем концерта в зале с прекрасной акустикой».
Эта программа просто устанавливается на любой музыкальный носитель и как бы работает «переводчиком» звука на самое лучшее качество. «Дальше мы будем заниматься и развитием нашего проекта, и наукой, но, безусловно, приложим все усилия, чтобы двигаться вперед, используя возможности «Сколково», — подчеркнул Александр Джурик.
Для страны и для дома
А вот проект, прибывший на конкурс из Екатеринбурга, из Института теплофизики Уральского отделения РАН, рядовому потребителю, по мнению Эдуарда Каналоша, может показаться непонятным, но для экономики России способен стать по-настоящему прорывным.
Руководитель проекта Дмитрий Волосников рассказал, что его команда работает над этим проектом с 2004 года. И вот, наконец, есть результат — прототип зонда, способного измерять содержание влаги в маслах, используемых в промышленном оборудовании, работающем в таких стратегических отраслях, как энергетика, металлургия, транспорт. «Свойства масла существенно определяют надежность и долговечность теплоэнергетического оборудования, — поясняет ученый. — Загрязнение масла летучими примесями, например влагой, снижает эксплуатационные характеристики масла и приводит к отказу оборудования. Для теплоэлектростанции, к примеру, такой отказ может быть фатальным».
Эдуард Каналош отметил, что, поскольку прототип зонда уже создан, следующий этап — это проведение испытаний «в полевых условиях». «А для этого надо найти реальную ТЭЦ, которая согласится испробовать на одном из своих агрегатов неизвестный прибор, — подчеркивает представитель «Сколково». — Кстати, самые большие гранты — до 300 миллионов рублей — «Сколково» предоставляет именно проектам, которые требуют полевых испытаний».
Что касается прорывных технологий, то теперь на смену «умному дому» приходит «чуткий дом». Так называется проект — победитель конкурса из подмосковного города Переславля-Залесского. «Чуткий дом» представил Сергей Абрамов, директор Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН.
«Современное домовладение содержит большое количество подсистем и устройств, от которых зависит нормальное функционирование домовладения,— объясняет ученый. — Устройства бывают самые разные, и чаще всего (и так будет еще много-много лет) они не содержат средств контроля работоспособности — это «простые» устройства. Надо быть очень чутким, чтобы понимать, что подсистемы домовладения работают нормально».
Проект предполагает, что гибкие и универсальные системы контроля будут следить за самыми разнообразными подсистемами и устройствами, обучаться и самостоятельно определять, что «что-то идет не так», гибко и надежно оповещать об этом хозяина, а в некоторых случаях даже самостоятельно реагировать и устранять неполадки. «Я очень люблю свой «чуткий дом» и абсолютно верю в его успех на рынке, — подчеркнул Сергей Абрамов. — И у нас замечательная команда — она заразилась этой верой. Мы все верим в победу проекта в жизни. И не только верим, но и делаем все необходимое для этого. Мы обязательно станем резидентами «Сколково», доведем «чуткий дом» до рынка, который непременно завоюем!»
Методика в действии
ФАНО и «Сколково» сейчас проводят переговоры о следующем совместном конкурсе, который может пройти с апреля по декабрь 2015 года. «Параллельно с этим мы вместе разработали еще один проект: методические рекомендации для научных коллективов о том, как создавать бизнес-предприятия на базе научных лабораторий и проводить коммерциализацию проектов, — рассказывает Эдуард Каналош. — Проблема в том, что законодательство в этой области поменялось совсем недавно и большая часть ученых пока еще не знает об этих переменах».
Кроме того, по словам эксперта, стартапер, даже когда он — настоящий бизнесмен с соответствующим бизнес-образованием, порой не может понять, что, в какой последовательности и на каком этапе нужно делать. Что уж говорить о деятелях науки, которых ни один университет не учил, как создавать собственное предприятие: куда идти, какие документы подавать, чего ожидать и так далее.
«Обратиться за советом подчас просто не к кому, — констатирует Эдуард Каналош. — В результате большого количества проектов попросту не случается. Вы наверняка слышали истории, которые «гуляют» по коридорам любого НИИ: вот мы показали такой замечательный результат, а он в столе лежит, потому что никому не нужен!.. Однако сделать этот результат исследований нужным для потребителей могут только сами разработчики! Это они должны превратить научный результат в коммерческий продукт!»
Методические рекомендации — это не комментарии к законам, не документ для юристов. Это — документ для ученых, которые приняли решение превратить результаты своих исследований в товар или услугу: как в условиях действующего законодательства создать дочернее предприятие, передать ему лицензию на интеллектуальную собственность, привлечь инвестиции и так далее.
Написаны эти рекомендации пошагово, очень простым языком — как настройка телевизора или стиральной машины сразу после покупки: «Воткните штепсель в розетку и проверьте, загорелась ли красная лампочка...» Пособие будет выпущено и в печатном, и в электронном виде. «К нему есть 29 приложений: готовые контракты — вписывай название своей компании или своего продукта — и вперед, готовые уставы — можно заполнить и идти регистрировать фирму, готовые финансовые модели — вноси свои цифры, и все, — рассказал Эдуард Каналош. — Одной проблемой с коммерциализацией своих идей у научного сообщества станет меньше!»