http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9496c98b-f259-416c-8203-b957b184ab23&print=1
© 2024 Российская академия наук

БОРИС САЛТЫКОВ: РАН НАХОДИТСЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛОВУШКЕ

01.11.2005

Источник: Опек.ру

На руководящую роль в науке может претендовать только истина

Борис Георгиевич, оплата труда руководства и работников аппарата Президиума РАН и президиумов региональных отделений и научных центров производится согласно Постановлению Правительства от 1998 года как работникам «иных федеральных органов исполнительной власти». Доплаты и иные выплаты по реформе 2004 года их не коснулись. Руководство РАН неоднократно обращалось в Правительство РФ с предложением распространить на сотрудников аппарата РАН размеры и условия оплаты труда, установленные для работников федеральных агентств Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 года №519. Эти обращения основываются на статусе РАН как государственного учреждения. Тем не менее, из-за возражений Минфина и Минздравсоцразвития России этот вопрос так и остался нерешенным.

Не вызвана ли такая позиция правительства стремлением ликвидировать руководящую роль РАН в науке? Во-первых, на руководящую роль в науке может претендовать только истина, а не РАН. А что касается этого спора, то могу сказать, что этот вопрос обсуждается последние 15 лет, и не решен окончательно, потому, что Президиум РАН и ее аппарат хотят сидеть одновременно на двух стульях. Где выгодно и удобно, они говорят, что мы не чиновники, а научные работники, мы занимаемся наукой. А в данном случае они говорят другое – мы такие же управленцы, как в агентствах или министерствах, поэтому мы госслужащие. Причина такой двойственности кроется в том, что РАН действительно находится в юридической ловушке. Академия как клуб из 1000 выдающихся ученых – это общественная организация. Как только мы говорим о ней, как о структуре, которая одновременно управляет огромными государственными активами, огромным «хозяйством», то естественно, мы имеем типичное ведомство, сложившееся в советские времена. По структуре управления Академия наук очень близка к министерствам, а именно: министр – это президент, президиум РАН – это коллегия министерства, а дальше аппарат – департаменты (в случае Академии – отделения), и так далее. В этом смысле представители РАН правы – они такое же министерство, у них «начальник» - министр, они так же трудятся с 9 до 18 над распределением ресурсов, над подготовкой постановлений. Чем, в таком случае Академия как ведомство отличается от агентства по науке и инновациям? Да ничем! Объем распределяемых ресурсов даже больше. Но как только Академия будет официально признана ведомством, вот тогда и начнутся для них беды и трудности. Министров-то назначает Президент, он и будет назначать президента РАН как руководителя аппарата этого ведомства. Сейчас же все должности в Академии выборные, и получается коллизия, о которой я неоднократно говорил и писал. Ведомство, которое распоряжается больше, чем 1/3 государственного бюджета на науку, абсолютно никакой ответственности за результаты деятельности не несет. Президент не имеет право снять или назначить его руководителей, даже вынести им «выговор». В общем, сегодня это некоторая самоуправляемая система, распоряжающаяся огромными государственными активами и не несущая никакой юридической ответственности за результаты своей деятельности! Реально же все определяет аппарат Академии, которому справедливо приписывается непрозрачность, закрытость, боязнь публичных обсуждений и критики.