Анатолий МИРОШНИКОВ: ДИРЕКТОРА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ НЕ ДОЛЖНЫ НАЗНАЧАТЬСЯ СВЕРХУ

19.09.2006

Источник: Sciencerf, Иван Стерлигов



 СПРАВКА: Анатолий Иванович Мирошников – академик, председатель Пущинского научного центра РАН

Анатолий Иванович, как Вы оцениваете происходящее сегодня постепенное уменьшение автономии Российской академии наук и оформление ее в статусе государственной организации?

Это правильно, потому что на сегодняшний день общественная организация, имеющая государственное финансирование, – какой-то нонсенс. Общественная организация из госбюджета не финансируется. Тем не менее, РАН живет за счет государства. Академия наук, прежде всего, проводит фундаментальные исследования, которые во всем мире поддерживаются государством, и расчет на то, что она будет самообеспечиваться, как все общественные организации, ошибочен. Если у нее становится статус государственной, то имеется полное основание для того, чтобы ее финансировать из бюджета. По большому счету, мне все равно, как именно будет называться Академия, главное, что бы к ней было должное внимание и была поддержка государства.

Если говорить об автономии, то начинать можно еще с Петра I, определенная степень автономии у Академии была всегда. До 1917 года она управлялась президентом, который назначался из императорской фамилии. Февральская революция дала ей полную самостоятельность. Даже Сталин после войны Вышинского не назначил, а ведь была идея назначить президентом именно его. Кандидатура руководителя АН всегда согласовывалось с высшими государственными органами, поэтому я не вижу ничего предосудительного в законодательном утверждении этой практики.

Что касается Устава РАН: там есть определенная самостоятельность. Например, если РАН – государственная структура, то директора институтов, наверное, будут назначаться сверху. Хорошо это или плохо? Мне трудно сказать, но я был свидетелем того, как в 1986 году, когда я работал в системе министерства, началась перестройка и стали выбирать директоров. Это был ужас! Выбирали тех людей, которые хорошо говорили, которые не имели никакого административного опыта. Слава Богу, этого в академии не было, там всегда все было серьезно. А вот в прикладной науке, на заводах, других организациях был коллапс. Я это хорошо почувствовал на себе, тогда я был директором Института лекарственных растений. Традиция Академии наук в том, что четко лимитируется, кого выбирать директором НИИ. Как правило, в Академии наук это должен быть член Академии. На моей памяти, а я проработал в академии наук 40 с лишним лет, не было ни раза, когда выбирали недостойного человека.



©РАН 2024