http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9501cb9c-2a1b-4d3b-9d8a-fe162e2befc6&print=1© 2024 Российская академия наук
Доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР и РАН, лауреат Государственной премии СССР, член Международной академии астронавтики...
Невозможно перечислить все высокие международные научные учреждения, почетным членом которых был академик Кирилл Кондратьев.
Он начинал с физического факультета Ленинградского университета. Там он сформировался как ученый и организатор науки, там прошел путь от ассистента кафедры физики атмосферы до ректора известнейшего вуза страны. Он возглавил университет в годы расцвета советской науки. Он передал эту почетную должность в надежные руки, чтобы сосредоточиться на науке, но его связь с Ленинградским университетом практически никогда не прерывалась. И последнее интервью академика Кондратьева было опубликовано именно в журнале "Санкт-Петербургский университет" (N 2, 2006)...
Давно замечено, что естественные науки вырабатывают особый тип мышления, выражающийся в системном подходе к проблеме и целостном взгляде на мир. Все это было в высшей степени свойственно Кондратьеву. В Большом энциклопедическом словаре в перечне основных его трудов названы работы по спутниковой метеорологии, атмосферной оптике, актинометрии, проблемам изменения климата и глобальной экологии. Последние два десятка лет Кондратьев сосредоточился на глобальных проблемах окружающей среды ("глобальных изменениях") и взаимодействиях в системе "природа-общество". Он был сторонником широких научных дискуссий, выступал за более активное участие науки в социально-политической жизни общества.
Как и многие серьезные ученые, академик Кондратьев не принимал не шибко научные, но с политическим подтекстом рассуждения на тему "изменения климата" и "парникового эффекта". Он делал все, что было в его силах, чтобы удержать нашу страну от подписания печально известного Киотского протокола об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов, в котором видел лишь инструмент давления на Россию и способ консервации ее сырьевого статуса. Но современная политическая элита, к сожалению, не слишком оглядывается на науку, руководствуясь совсем иными приоритетами в принятии решений. Кирилл Яковлевич до последних дней жизни деятельно участвовал в научной жизни. Одна за другой выходили его фундаментальные монографии в соавторстве с коллегами и учениками. Буквально через несколько дней после его смерти вышли в свет сигнальные экземпляры первой книги из широко задуманной серии "Глобализация и устойчивое развитие: экологические аспекты", в которой должны быть научно оценены перспективы цивилизации на планете.
Это была крупномасштабная фигура с обостренным чувством личной причастности и ответственности за происходящее. Ему все было важно. И за многое было больно. Он внимательно следил за событиями в стране. Читал множество журналов и газет, в том числе "Литературку". В науке в последние годы пытался сохранить то, что еще осталось от недавнего прошлого, возродить традиции. Очень переживал критическое положение или даже утрату целых научных направлений и школ, куда было вложено немало и его труда. Кирилл Яковлевич всегда видел свою страну не сырьевым придатком развитых стран, а страной высокой научной мысли, трудового подвига, уникального искусства...
Было у Кирилла Яковлевича редкое в наше время качество - умение слушать и слышать собеседника. Фотографии не передают его обаяния и живости. Он был из тех людей, которые находятся как бы вне возраста. Про него нельзя было сказать "пожилой". Он был другой. Спокойно-приветливый "академический" облик.Светлые, ясные и в то же время проницательные глаза. Изучающий взгляд. Удивительно простая (без жаргона и наукообразия), какая-то внутренне выверенная, собранная, если хотите, эталонная речь. Правильный интонационный ряд. Его манера говорить - почти утерянная сегодня - завораживающе красивая речь русского интеллигента. Кирилл Яковлевич выступал как-то по радио. После передачи звонили знакомые. Впечатление одно - великолепно. И как жаль, что такую речь сегодня практически не слышишь! Как жаль, что сегодня, когда повсюду в процесс образования внедряется тестирование, молодые люди лишаются возможности общения с такими людьми, как Кондратьев.
Академик Кондратьев - представитель того лучшего, что было в нашем недавнем прошлом. Он не давал это прошлое топтать, искажать. Кирилл Яковлевич, выступая в печати, подчеркивал, что никому на его памяти не зажимали в то время рот, что ученый мог спокойно высказываться, дискутировать, ему не мешали тесно сотрудничать с зарубежными коллегами. Считал, что нельзя стравливать поколения и принижать деяния отцов, которые честно и бескорыстно трудились для Родины. Академик Кондратьев не только представитель советской эпохи в лучших ее проявлениях, он в то же время человек глубоко русского самосознания. Кстати, ему совершенно чуждо было слово "совок", знаковое словечко мелкотравчатых пигмеев. В личностях такого масштаба как раз и кристаллизировалось величие страны. Будучи человеком очень цельным и органичным, он в конце жизни так же естественно и просто принял Бога.
Кирилл Яковлевич ушел от нас 1 мая 2006 года. Этот день пришелся на Светлую седмицу, великие и радостные дни Воскресения Христова и привычного нам праздника Весны и Труда. Фронтовик, Победитель, он дожил до победоносного Мая; а девять дней совпали с празднованием его личной и нашей Победы, грандиозную высоту которой, кроме России, не дано было познать ни одной другой стране мира.