http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=95b4f6d1-21c8-4057-b926-b5287cb89281&print=1© 2024 Российская академия наук
Наконец мне представился случай пообщаться с директором ИОХа академиком Михаилом Петровичем Егоровым и узнать секрет популярности института из первых рук.
Как получается, что у вас так много молодёжи? Это потому, что всем интересна органическая химия, или есть какой-то секрет?
– Дело в том, что 25 лет назад наш институт стал инициатором создания так называемой системы непрерывного образования в химии. В начале 90-х наш сотрудник Сергей Семёнов выступил с идеей создания Московского химического лицея.
Справка STRF.ru:
Сергей Семёнов – основатель и бессменный директор химического лицея № 1303. Окончил Московский химико-технологический институт в 1983 году. Заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Премии Правительства Российской Федерации.
Это до сих пор совершенно уникальная организация. В ней проходят углублённый курс не только по химии, но и по математике и физике. При этом ребята не только учатся (завоёвывая попутно призовые места на всероссийских и международных олимпиадах), но они ещё и занимаются различными искусствами. Кстати, часть из них, будучи школьниками, уже приходит к нам в институт и знакомится с научной работой, хотя у них в лицее тоже созданы для этого все условия.
После этого наиболее талантливые школьники поступают в Высший химический колледж РАН. ВХК тоже был организован в начале 90-х годов нашим сотрудником, академиком Олегом Андреевичем Нефёдовым. Курс 20–30 человек – это в основном победители олимпиад. Все разделы химии они проходят в соответствующих химических институтах. Например, в нашем институте создан научно-образовательный центр по органической химии.
По окончании ВХК студенты защищают диплом. При этом, как правило, студент уже имеет до 5–7 публикаций. По существу, это хороший задел для кандидатской диссертации. Рекорд – у одного студента было 22 публикации.
Естественно, эти студенты легко поступают в аспирантуру нашего института и за два – максимум за три года блестяще защищают кандидатские диссертации. Дальше, если они хотят продолжать научную карьеру, мы оставляем их в институте.
У нас уже есть несколько молодых докторов наук – заведующих лабораториями, которые пришли в ИОХ школьниками, а сегодня они – ведущие специалисты, профессора РАН. У нас много совместных кафедр с другими институтами, с университетами, но, конечно, основной источник молодёжи – это Высший химический колледж.
Сейчас очень много различных программ, направленных на то, чтобы как-то стимулировать молодёжное творчество широком смысле, чтобы молодые ломали стереотипы. Но наука – это консервативная область деятельности. Скажите, пожалуйста, как поддерживается преемственность в таком молодом коллективе?
– В свое время
Нобелевский лауреат по химии профессор Роберт Бёрнс Вудворд сказал, что органическая химия – это не наука, а искусство. Но я бы к этому добавил, что органическая химия – это ещё и ремесло, которому надо учить «с пелёнок».
Когда к нам приходит студент, как правило, рядом с ним стоит аспирант, который учит его, как надо правильно обращаться с химическими соединениями, как ставить реакцию. В отдельных областях химия это крайне важно. Например, если вы работаете с веществами, которые горят на воздухе, надо иметь особую технику, особые навыки, чтобы самому не сгореть и других не покалечить. Все мы проходили через эту цепочку.
На мой взгляд, это было одним из основных преимуществ советской системы образования. Поскольку я работал в разных университетах – и в Америке, и в Европе, я представляю себе, как там это делается. Там такой тесной связи в химии между учителем и учеником, к сожалению, нет. Студенты занимаются сами по себе, профессор формулирует им задачи и обсуждает с ними полученные результаты. Но как они эти результаты получают, он нередко даже и не видит. А они не всегда делают это корректно. У нас традиционно была другая система: учёного-химика воспитывали под тщательным присмотром, и получались действительно уникальные блестящие специалисты, которые высоко ценятся по всему миру.
Кто выбирает такую дорогу? Например, среди учеников химического лицея много ли детей научных сотрудников, детей химиков?
– На самом деле школьники лицея приезжают с разных концов нашей необъятной Родины. Ещё больше это характерно для Высшего химического колледжа. То есть москвичей там – раз, два и обчёлся. Это возможность для людей со всей России, талантливых ребят, реализовать себя.
Я часто присутствую при приветствии первокурсников Высшего химического колледжа. И всегда там задаётся вопрос: а какое у вас хобби? У каждого из них, особенно тех, кто пришли из лицея, есть хобби – это либо театр, это либо те или иные виды искусства. У нас, например, был один студент, который закончил Высший химический колледж, блестяще защитил кандидатскую диссертацию и уехал в Германию настраивать органы. Другая девочка защитила прекрасно диссертацию, ушла в консерваторию – у неё был потрясающий голос. Многие ребята прекрасно играют на рояле, на скрипке. Как говорится, если человек талантлив, он талантлив во всём.
Михаил Петрович Егоров – директор Института органической химии РАН, действительный член Российской академии наук (2008; член-корреспондент с 1997). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (2001). Автор более 300 научных работ.