ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ МАССОВОЙ БОЛЕВОЙ ТОЧКОЙ ОБЩЕСТВА, КОГДА РЕФОРМЫ СТАНУТ БОЛЕЕ ЧЕТКИМИ И ПРОЗРАЧНЫМИ

26.09.2005

Источник: Sciencerf, Александр Оганович Чубарьян, член-корреспондент РАН

В каком направлении должен идти процесс интеграции науки и образования?

Путем долгих размышлений мы пришли к выводу, что базовыми центрами для интеграции в нашем случае должны стать и наш университет, и научные институты Российской академии наук. Уникальность ГУГНа состоит в тесной связи факультетов с соответствующими академическими институтами в плане проведения занятий, и в плане руководства: декан факультета, как правило, одновременно является директором соответствующего института. Также у нас общие научные программы, ведущие научные работники Академии являются преподавателями университета. Практически объединена аспирантура, действует общий ученый совет по защите диссертаций. И этот процесс продолжается. В рамках общеуниверситетского дела, например, по истории, мы создали полностью интегрированный научно-образовательный центр под названием «История». Он включает исторический факультет университета (ГУГНа), Институт всеобщей истории РАН, и мы теперь подписываем ассоциированные соглашения с региональными университетами.

Следующее направление интеграции – повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Например, на базе академического института и центра «История» проведены несколько курсов повышения квалификации. Сейчас мы готовим школу молодого ученого-гуманитария на базе университета и на основе некоторых других российских университетов, а также академических институтов. На очереди - издание научно-образовательного журнала по проблемам интеграции науки и образования.

Но и на этом наша деятельность не заканчивается. Усилиями коллектива нашего институт планируется подготовка нового поколения учебников, в том числе, в электронном варианте. Академия Наук, и в частности, Президиум и институты РАН, начали работу по экспертизе учебников для средней школы по поручению руководства страны. В понедельник 26 сентября 2005 года в нашем здании в присутствие Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко учреждена академическая образовательная ассоциация гуманитарного и социального знания, которая станет новым шагом на пути интеграции. Мы планируем рассматривать состояние гуманитарного образования в высшей и средней школе, и укреплять связь академической и ВУЗовской науки с образованием

Какие шаги администрация университета предпринимает в плане молодежной политики?

Здесь имеют значение не только финансовые «рычаги», но и вопросы престижа. Мы стараемся внушить молодым сотрудникам чувство гордости от работы в академических учреждениях, ощутить престижность научной и преподавательской деятельности. В ГУГНе и институте поощряется совместительство, многие молодые сотрудники преподают в университете, в школах. Это дает им дополнительные финансовые средства. И очень большое значение имеет поиск международных грантов, мы поощряем поездки за границу, стажировки для чтения лекций, для работы в архивах. Опасности, что наши молодые ученые покинут Родину, нет. За 15 лет моего директорства за рубежом остался только один человек, молодая сотрудница, которая вышла замуж.

Мы стараемся переводить людей старшего поколения на должности консультантов, и для этого ввели должность научного руководителя отдела. Для молодежи освобождаются ставки реального исполнительного заведующего отделом. И результат эффективности такого подхода очевиден: за последние 10 лет университет подготовил большое количество молодых выпускников, которые пришли в Академию Наук. Так мы добиваемся омоложения состава. Институт всеобщей истории, которым я руковожу, значительно пополнил штат молодыми кадрами. Сейчас в институте 28% сотрудников моложе 35 лет, и 55% - моложе 50. И эта тенденция развивается.

Что, по - Вашему мнению, нужно сделать, чтобы переломить ситуацию в системе образования и науки?

Действовать следует по трем направлениям. Нужно значительно увеличить государственное финансирование, что, как мы знаем, намечается. Второе – нужно повысить пенсии научным работникам старшего возраста, это даст нам возможность активнее проводить ротацию кадров. Далее – поднять престиж работника науки и образования. И последнее – реформы образования, которые идут, должны стать более четкими, прозрачными и ясными, чтобы все видели, к какому итогу они должны привести. Тогда не будет таких длительных и острых споров, многие проблемы разрешаться сами собой. Образование перестанет быть массовой болевой точкой общества.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024