http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=967f15bd-fa20-4344-b4cb-ae9d5182eb76&print=1© 2024 Российская академия наук
Образование и власть — многовековая ретроспектива
«Вы должны стать людьми мыслящими, элитой нашего общества», — с такого пожелания первокурсникам ректор МГУ начал свой обширный экскурс в историю образования. Тема важности образования и его взаимоотношений с государством далее звучала в лекции постоянно.
Для начала ректор напомнил первокурсникам, что С.М. Соловьёв в своё время поставил основание Московского университета в один ряд с важными государственными событиями — крещением Руси, Куликовской битвой и основанием Санкт-Петербурга. Впрочем, со столь высокой оценкой образованию везло не всегда.
Например, Аристотель был воспитателем Александра Македонского, выпускники Магнаврской школы в Константинополе (обучение в которой, по словам ректора, было бесплатным), в дальнейшем становились государственными чиновниками. А вот древним пифагорейцам, напротив, не повезло: их попытки повлиять на власть окончились тем, что школа была разогнана.
Попытки проследить взаимовлияние власти и образования продолжились и далее. Так, император Лев Философ, по словам Виктора Садовничего, создал при дворе множество диковинных механизмов, и за это почитался первым профессором. А Исаак Ньютон, параллельно со своей научной деятельностью, занимал при дворе пост казначея.
По-видимому, все эти наблюдения, предшествовавшие в лекции ректора рассказу, собственно, об истории самого университета, должны были убедить слушателей: без образования власти — никуда.
Была обозначена в актовой лекции и идеальная форма взаимоотношений этих двух институтов. Так, говоря о начале XX столетия, Виктор Садовничий не преминул упомянуть, что российские расходы на образование выросли в это время в восемь раз и двукратно превышали аналогичную, традиционно немаленькую статью бюджета Франции. А рассказывая о событиях мятежа 1905 года, напомнил, как тогдашний ректор университета С.Н.Трубецкой лично не пустил студентов на улицы, заявив: «Университет не может стать народной площадью». Кстати, этот гражданский поступок стоил ректору жизни — через несколько дней после описанных событий у Сергея Николаевича Трубецкого случился удар.
Удостоились упоминания в актовой речи и 50-е годы XX столетия, когда, по словам Виктора Садовничего, едва поднявшись после войны, вся страна приняла участие в строительстве символа образования — здания Московского университета на Ленинских горах. Отдельный рассказ был посвящён будням университета начала XXI века.
День первокурсника собрал немало именитых гостей. Отдельного чествования удостоились победители Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро Софья Великая (фехтование на саблях), Светлана Ромашина, Александра Пацкевич и Алла Шишкина (синхронное плавание). Олимпийские чемпионки приветствовали первокурсников. А затем — получили дипломы об окончании магистратуры МГУ, чего не могли сделать раньше из-за тренировок.
А вот студенческих билетов удостоились победители международных олимпиад — по географии, проходившей в Пекине, по биологии — в Ханое и казанской международной олимпиады среди школьников по программированию. С сегодняшнего дня все они — студенты профильных факультетов МГУ.
Вообще же в этом году в главный вуз страны зачислено более тысячи победителей национальных и международных олимпиад. А главным качеством абитуриентов нынешнего года Виктор Садовничий назвал не только более высокие оценки, но и мотивированность на получение образования.
Помимо зачисления в студенты, ключевым событием дня стало открытие собственной гимназии при МГУ, с этого события, собственно, началось утро Виктора Садовничего. Видимо поэтому двоими из четверых «лиц университета», упомянутыми в дальнейшем в актовой лекции ректора, стали Сергей Рачинский и Лев Выготский.
Первый из них известен тем, что, отдав несколько лет университетской деятельности, покинул затем стены alma mater и занялся устройством народных школ. Выготский же, едва ли не единственный упомянутый во всей ректорской речи гуманитарий, был автором важнейшей теории «зоны ближайшего развития ребёнка».
Все эти события и упоминания, видимо, следует воспринимать как знак — университет заинтересован и в качестве школьного образования в России и будет продолжать собственную активную деятельность на этом поле.
Ещё одной тенденцией дня стало активное продвижение МГУ на восток. Церемония показала: не только часть больших международных соревнований проводится сейчас во Вьетнаме, Китае и Корее, но и сам МГУ развивает активное сотрудничество с азиатскими странами.
Так, в рамках дня первокурсника звание почетного профессора МГУ получил вице-президент Технологического университета Сингапура Лан Ким Йонг. У МГУ есть также большие планы сотрудничества с Сеульским университетом; уже действует большая программа студенческого обмена с Китаем, так что даже надписи в книжных лавочках Главного здания МГУ пришлось дублировать иероглифами.
А вообще на дне первокурсника пели, танцевали, шутили и смеялись. Главный университет страны по-прежнему привлекает творческих людей из самых разных областей. Завтра начнется запись студентов в бесчисленные университетские кружки и секции. И, конечно, лекции.