http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=96bf4004-3570-4786-88fe-ae8faf3d6c8b&print=1© 2024 Российская академия наук
На прошлой неделе английская пресса (The Guardian, The Times, The daily Telegraph) сообщили новость об опасности «болотного терроризма» из Сибири. Ссылаясь на экспертов, издания утверждали, что сибирские болота, скованные вечной мерзлотой, активно тают вследствие потепления климата. Ситуация угрожает мощными выбросами миллиардов тонн метана в атмосферу, что, якобы, может вызвать экологическую катастрофу.
Мне удалось прояснить проблему, побеседовав с несколькими экспертами, среди которых был и академик Владимир Мельников - директор единственного в мире Института криосферы Земли. Этот научный центр Российской академии наук, расположенный в Тюмени (Сибирь), изучает все явления, связанные с фазовым переходом почвенной воды в лед, и, конечно, вечную мерзлоту.
«Подобное утверждение – просто очередная «страшилка», на этот раз - она связана с сибирскими болотами», - такова была первая реакция ученого в ответ на мою просьбу прокомментировать сообщение лондонской The Daily Telegraph (от 11.8.2005) под заголовком «Таяние мерзлоты на сибирских болотах грозит экологическим кризисом».
Россия находится в одной из самых холодных частей планеты, 60% ее территории, действительно, занимает вечная мерзлота, которая в азиатской части страны простирается до самых границ с Китаем. «Однако ошибочно предполагать, говоря о сибирских болотах, что все они скованы вечной мерзлотой, - подчеркнул ученый. - Это – не так, колоссальные площади составляют болота обыкновенного типа». Академик сообщил, что в целом площадь болот в Западной Сибири растет. Однако «эта экологическая структура находится в балансе и не собирается вредить людям никакими выбросами газов». Мельников обратил внимание на любопытное следствие роста площади болот: увеличение водной поверхности влечет за собой повышение испарений, а они, в свою очередь, связаны с процессом выделения холода. «Так что болота сегодня в некотором роде компенсируют явление глобального потепления. Никакого тотального таяния мерзлоты просто не может быть», - утверждает ученый.
Им было также опровергнуто утверждение о том, что «болота стремительно тают и превращаются в мелкие озера». «Не только научные выводы, но и сам опыт показывает, что мелкие озера образуются исключительно там, где нефте-газовые трубы и другие инженерные системы прокладываются в нарушение правил, - подчеркивает Мельников. Но масштаб таких новых образований – незначительный, он не представляет никакой опасности».
На вопрос, может ли из болот вырваться метан и совершить некую атаку против человечества, опасно загрязнив атмосферу, академик Мельников ответил: «Болота аккумулируют колоссальное количество метана, это – энергетические кладовые для будущих поколений, которые найдут способ, как высвободить сей энергетический ресурс. Жизнь болот строго регулируется законами природы, и нужны некие сверхпричины, чтобы изменить естественный ход событий. Увеличение температуры в Сибирском регионе на 1 градус С за весь ХХ век не может провоцировать процесс активного таяния вечной мерзлоты». Академик обращает внимание на то, что наибольшую антропогенную опасность создает не метан, а СО2, как основной парниковый газ. «По неведению, многие говорят о «метановой угрозе» со стороны болот и очень мало - о том, что они способны удерживать и депонировать СО2, оказывая огромную услугу природе и человеку», - замечает ученый.
Директор Института климатических проблем и экологии РАН Юрий Израэль также считает невозможным некое катастрофическое высвобождение метана из сибирских болот. По его мнению, утверждение об экологической угрозе, связанной с оттаиванием вечной мерзлоты, – несерьезны и неграмотны. «Вечная мерзлота на территории России практически не меняет границ. В глубину же она достигает нескольких сотен метров. Чтобы метан, другие газы и гидраты вышли на поверхность, должно произойти протаивание на огромную глубину, чего, конечно, никак не может случиться. Скажем, в Якутии вечная мерзлота успевает оттаивать за лето всего на 1-1,5 метра. Обычное природное явление. В ХХ веке в Сибири температура повысилась на 1 градус С, что на 0,4 градуса превышает среднеземное потепление (0,6 градуса С) . Но даже в том случае, если к концу XXI века температура поднимется на прогнозируемые климатическими моделями 3 градуса С, никакой катастрофы не произойдет. Болота связаны растительным покровом. Сверху – кустарниковый, мшистый слои, а ниже – торфяные толщи, которые являются великолепным изолирующим слоем. На ситуацию может повлиять только очень значительный прирост температур, которого в обозримом будущем ждать не приходится», - уверен академик Израэль.
По данным Российской академии наук, результаты многолетнего температурного режима грунтов слоя годового теплооборота (слой, в котором происходят сезонные температурные изменения) показывают, что на фоне повышения среднегодовой температуры воздуха, связанного с изменением климата, этот режим остается стабильным. Глубина же сезонного протаивания мерзлоты в целом даже несколько уменьшилась.
«Все страхи о таянии вечной мерзлоты, об агрессии болотного метана – надуманны и поддерживаются недобросовестными учеными, - считает доктор географических наук, заведующий кафедрой гидрологии суши Московского государственного университета профессор Николай Алексеевский. - В сибирском регионе России сокрыты огромные природные богатства, прежде всего - энергетические кладовые нефти и газа. Цель статьи - сформировать общественное мнение, с помощью которого можно препятствовать освоению Западной Сибири, озадачить тех инвесторов, которые хотели бы вложить деньги в промышленность и нефте-газовые разработки: «Есть, мол, глобальная опасность со стороны болотного метана, поэтому – лучше Сибирь вообще не трогать». Проблема нагнетается, искусственно, никаких оснований для паники, конечно, нет. Нельзя забывать о том, напоминает профессор, что существует естественный природный цикл: даже если вечная мерзлота и колеблется в границах, это не должно вызывать опасений: она отступала или наступала и в доиндустриальные времена.
«Не исключено, - замечает Алексеевский, - что следующим шагом после атаки на сибирские болота будет «нападение» на рисовые чеки, покрывающие земли таких мощных азиатских держав, как Китай и Индия, поскольку огромные водные поверхности рисовых полей тоже активно эмиссируют метан. И это нападение также будет иметь не экологические цели, а экономические, политические: сократить производство риса, составляющего основу продовольственной корзины этих успешно развивающихся стран. Я бы думал иначе, - подчеркивает Алексеевский, если бы не анализировал, по какому пути идет сегодня изучение «метановой» проблемы. Широких всесторонних исследований не ведется, все рассматривается с одного определенного «заказанного» аспекта, цель которого скомпрометировать метан, как когда-то удалось скомпрометировать фреоны и практически уничтожить вполне добротные холодильные фреоновые технологии, - говорит профессор Алексеевский. - В такие целенаправленные «заказные» акции заинтересованные корпорации вкладывают огромные деньги, привлекая ими беспринципных людей».