http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=96dfa88c-b61f-4168-a3a0-f58a0d9a624d&print=1
© 2024 Российская академия наук

СЕКРЕТЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

25.04.2008

Источник: Поиск, Галина КИТОВА

В чем сила центров превосходства?

Несмотря на то, что перспективы российской политики в области науки и технологий в целом очерчены программными документами, поиск новых инструментов, отвечающих задаче перехода экономики страны на инновационный путь развития, продолжается, а потребность в них возрастает. Один из таких инструментов сводится к выявлению и специальной государственной поддержке лучших, в том числе за счет создания центров превосходства (ЦП).

Мировая практика создания центров превосходства характеризуется разнообразием их моделей, целей и масштабов деятельности. Безусловное лидерство США в сочетании с расширением географии таких центров позволяет признать их действенным и вполне универсальным инструментом государственной политики в области науки и технологий. Локальные, национальные и глобальные ЦП представлены в США преимущественно лабораториями ведущих университетов. Признанными центрами превосходства являются также национальные лаборатории, отдельные университеты и иные структуры, созданные на их базе с участием федерального правительства, властей штатов, частных компаний.

Разнообразной и успешной становится в последние годы и европейская практика, которая обеспечивается усилиями ЕС, отдельных стран и их объединений. Так, в 7-й рамочной программе научных исследований и технологического развития ЕС (2007-2013 гг.) создание центров превосходства выделено в самостоятельную задачу. Ее постановка связана с тем, что регион располагает государственными и частными научными центрами высокого (в том числе мирового) уровня практически во всех областях исследований. Они имеют международное признание, высококвалифицированный персонал, создают условия для его мобильности и ротации, разрабатывают собственные исследовательские программы и вносят значимый вклад в развитие национальных инновационных систем. В трансъевропейском контексте представляют интерес те из них, финансирование и условия деятельности которых стабильны и устойчивы к колебаниям государственной поддержки - это обеспечивается взаимодействием и сотрудничеством центров превосходства с исследовательскими структурами и промышленностью.

Отбор лучших предполагается осуществлять с учетом публикационной и патентной активности претендентов, численности исследователей (в том числе приглашенных и пост-доков), объема коммерческих контрактов, числа spin-off компаний, участия в европейских образовательных программах.

Трансъевропейские центры превосходства будут представлять собой как отдельные организации (университетские лаборатории или ведущие исследовательские институты), так и сетевые структуры, аккумулирующие взаимодополняющее оборудование, исследователей и знания. Они будут создаваться на базе лабораторий крупных компаний в сотрудничестве с промышленностью и смогут выполнять любые, в том числе междисциплинарные, исследования.

Особенности трансъевропейских центров превосходства связаны с целями их создания. Если рост привлекательности для исследователей и бизнес-структур, укрепление статуса в глобальных научных проектах и инициативах - это достаточно типичные для развитых стран цели, то расчет на повышение эффективности исследований и разработок вследствие усиления влияния национальных центров. превосходства на инновационные системы стран региона отражает специфику ЕС. Деятельность по созданию ЦП предполагается сосредоточить на идентификации национальных центров и распространении информации о результатах их деятельности (за счет создания специальных информационных систем). Наряду с этим предстоит разработать специальные механизмы трансфера знаний и технологий национальных центров превосходства, мобильности персонала, адекватные условиям ЕС. Это приведет к объединению лучших ресурсов региона в отдельных областях исследований либо за счет их физической концентрации (в результате перераспределения имеющихся или создания новых центров), либо за счет формирования сетевых структур.

Примером объединения усилий европейских стран для создания центров превосходства могут служить и программы стран Северной Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия) на 2003-2007 и 2008-2012 годы. В сущности, они трансформируют и адаптируют подходы и практику ЕС к возможностям своего региона и призваны расширить его участие в трансъевропейских научных программах и инициативах.

Разнообразие национальных подходов к созданию ЦП обеспечивается особенностями каждой отдельной страны (ее инновационной системы, целей развития и т.д.). Например, в Германии под центрами превосходства понимаются исследовательские структуры, обеспечивающие наибольший вклад в рост конкурентоспособности страны. Они отбираются по результатам конкурса, проводимого федеральным правительством вместе с землями в рамках инициативы "Центры превосходства в области конкурентоспособности".

Финляндия, лидирующая в мировых рейтингах конкурентоспособности, реализует программы центров превосходства с 1995 года. Они опираются на национальную стратегию, разработанную в 1997 году, и направлены на селективную поддержку принципиально новых высокорисковых исследований и разработок, трансфер их результатов в государственный и частный секторы экономики. Наряду с Академией наук Финляндии, инициировавшей эти программы и финансирующей их за счет средств, выделяемых государством на фундаментальные исследования, поддержку оказывает Национальное технологическое агентство (TEKES), а с 2006 года - и частные компании (Nokia и другие). Так, в 2008-2010 годах Академия наук планирует выделить на эти цели 26 млн евро, Nokia - 0,15 млн евро, а Финский институт исследований целлюлозы и бумаги (KCL) - 0,44 млн евро.

В последние годы интерес к центрам превосходства проявляют и такие страны, как Турция, замыкающая рейтинг конкурентоспособности стран - членов ОЭСР, и Египет, доля которого в мировых расходах на исследования и разработки не достигает 0,1%.

Подход Турции характеризуется масштабной государственной поддержкой, концентрацией усилий на формировании современной инфраструктуры ведущих университетов и исследовательских центров и ориентацией на глобальные приоритеты и потребности развития страны. Например, в 2007-2013 годах планируется вложить 20 млн евро в создание Института биотехнологий (университет Анкары) и 16 млн евро в развитие Института наук о материалах и нанотехнологий.

Египет делает ставку на использование существующих возможностей и ресурсов, интеграцию усилий стран региона и масштабную международную поддержку (со стороны развитых стран и международных организаций) как для проведения исследований в ключевых областях знаний, так и для подготовки высококвалифицированных исследователей. Развитие сети ЦП здесь предполагается осуществлять с учетом опыта американских университетов, а также имеющихся в стране национальных и международных центров. Они представлены Центром превосходства по египетскому искусству и археологии (Институт египетского искусства и археологии университета Мемфиса), Центром превосходства исследований и технологий в области солнечной энергетики (создаваемом в Университете Каира при активной зарубежной поддержке) и некоторыми другими.

Настоятельная необходимость создания российских ЦП в сфере образования, науки и технологий диктуется не только и не столько опытом лидеров или аутсайдеров мирового научно-технологического развития, сколько причинами и факторами внутреннего характера. Все они, так или иначе, связаны с несоответствием состояния национального научно-технологичес-кого комплекса России амбициозным целям социально-экономического развития страны, системным вызовам процесса глобализации и открытой экономики. Это, в частности, проявляется в отсутствии значимых позитивных сдвигов в технологической модернизации, устойчивом развитии и конкурентоспособности отечественной экономики и грозит утратой преимуществ и компетенций нашей страны в отдельных отраслях и областях знаний.

Однако новизна идеи специальной поддержки лучших (в том числе за счет создания центров превосходства) в сфере образования, науки и технологий для России весьма условна и относительна. Первой попыткой ее реализации можно считать создание в годов института государственных научных центров (ГНЦ), предназначенного в том числе и для сохранения ведущих (и лучших в то время) организаций отечественной прикладной науки за счет государственной поддержки. Правда, трансформироваться в отечественную модель центров превосходства и стать системообразующим блоком национальной инновационной системы ГНЦ в силу ряда причин не удалось.

Еще одна попытка - конкурсный отбор и дополнительное финансирование инновационных вузов в рамках Приоритетного национального проекта "Образование". Однако позиционировать эти вузы в качестве центров превосходства пока преждевременно. Перспективы поддержки лучших в науке связаны с проектом постановления Правительства РФ "О мерах государственной поддержки в 2009-2011 годах научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации".

Реализация современных и эффективных подходов к поддержке лучших в сфере образования, науки и технологий России сталкивается с целым рядом проблем и ограничений. Они связаны с отсутствием собственного масштабного и позитивного опыта и концепции такой поддержки, преобладанием в этой сфере государственных бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, правоспособности которых для создания современных центров превосходства недостаточно, низким спросом на инновации со стороны экономики и т.д. Приведенный и далеко не полный перечень препятствий позволяет сделать вывод о том, что первым шагом в этом направлении должна стать разработка подходов к созданию центров превосходства и поддержке лучших в сфере образования, науки и технологий России, адекватного национальным особенностям и мировой практике.