http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=96ed8e59-695e-4c5c-8b42-b9f3d029ad37&print=1
© 2024 Российская академия наук

Обличья Пограничья

20.11.2009

Источник: Поиск, Надежда Волчкова, Елена МОРГУНОВА



Наука и искусство снова вместе

 

Российская академия, как известно, создавалась по указу Петра I в качестве «Социетета художеств и наук». Со временем пути ученых и людей искусства разошлись, но об общих корнях они не забыли. Зимой этого года Российская академия художеств и Российская академия наук отметили свой общий 285-й день рождения. А на прошлой неделе - провели Первую международную конференцию, посвященную науке и искусству в современном мире. Конференция шла три дня. Она включала многочисленные выставки, мастер-классы, пленарные и секционные доклады, рассказывающие о роли искусства и науки в жизни человека, проблемах веры, науки и творчества.

Начался форум с презентации фотовыставки, рассказывающей о создании художественного убранства храма Христа Спасителя. В некотором отдалении, рядом со скульптурной композицией «Ипатьевская ночь», посвященной памяти царской семьи, два известных живописца Евгений Максимов и Николай Мухин проводили мастер-классы. Максимов писал картину в древней технике «альфреско», Мухин - в стиле темперной живописи. Художники работали весь день, создавая произведения «он-лайн» - на глазах у зрителей.

Открылась конференция в зале «Яблоко» Галереи искусств РАХ. Открывая ее, президент РАХ Зураб Церетели напомнил, что на протяжении четверти века наука и искусство в России развивались в рамках единой академии. Возможно, сейчас настал тот период, когда научные работники и люди искусства смогут подняться на новый уровень взаимодействия, задался вопросом руководитель Академии художеств.

«Ученых и деятелей искусств объединяет то, что мы являемся творческими работниками», - обозначил точку соприкосновения вице-президент РАН академик Александр Некипелов. Но, в то же время, он отметил и разницу. Если каждое достижение в искусстве неповторимо - будь то творение Моцарта, Чайковского, Микеланджело или Рафаэля, то в истории науки было много случаев, когда фундаментальные открытия делались независимо друг от друга учеными практически в одно и то же время. Почти одновременно была предложена неевклидова геометрия Гауссом и Лобачевским, теория относительности была разработана независимо друг от друга Эйнштейном и Пуанкаре. «Искусство, наука, религия - все это компоненты современной культуры, каждому из которых отводится своя роль, - сказал А.Некипелов. - И если наука - самый динамичный компонент культуры, который используется для строительства инновационного общества, то искусство является основным инструментом воспитания, сохранения и развития духовно-нравственной среды».

«Изобразительное искусство гораздо нагляднее малотиражных трудов историков и узких специалистов», - сказал заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров. Увидев в зале «Яблоко» скульптуры выдающихся деятелей искусства, он предложил академикам совместный проект РАН и РАХ по созданию национального российского пантеона, подобного французскому. «Первой попыткой воплощения этой идеи был памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, - рассказал А.Петров. - Если подобные памятники делать каждые 100 лет, они будут разными. Сейчас в новой России есть ощущение необходимости такого проекта». По мнению А.Петрова, просвещение - общая задача, которая должна связывать современных художников и ученых.

Множество открытий принес участникам второй день встречи, проведенный «на территории науки» - в здании Президиума РАН. Первая в новейшей истории научно-практическая конференция, объединившая ученых и деятелей искусства, по словам директора Пушкинского Дома Всеволода Багно, прошла под знаком «Translatio», что на латыни означает «перевод», «перенос», «передача».

- Людям, работающим в разных областях, необходимо выработать и освоить «пограничный» язык общения, - считает известный филолог и литературовед. - Искусствоведы и гуманитарии в этом преуспели, а вот ученым других специальностей приходится труднее - они очень замкнуты. Хотя и среди них встречаются люди уникальной поэтической силы, глубины и изящества.

Многим участникам встречи удалось «выйти на границу», удивить слушателей сбалансированным сочетанием «артистического и аналитического» в своих работах. Так, доклад члена-корреспондента РАХ Андрея Золотова об особенностях художественной критики был явно обращен не только к коллегам-искусствоведам, но и к ученым, которым часто приходится заниматься рецензированием чужих трудов. Хочется предложить их вниманию только одно из положений этого доклада.

- Ваше суждение о чьей-то работе может быть резко отрицательным, - обращается профессор Золотов к обобщенному критику-рецензенту. - Главное, чтобы работа вас взволновала, чтобы появилось ощущение необходимости высказаться. В человеке, берущем на себя смелость обсуждать чужое произведение, должно жить чувство поэзии, которое подразумевает способность сопрягать смыслы на очень конкретном и локальном отрезке времени и пространства. Задача критика не навязать свое видение, «предложив себя вместо художника», а точно представить, что тот хотел сказать, и оценить, насколько ему это удалось».

Организаторы конференции пообещали выпустить сборник трудов ее участников, так что ученые имеют шанс ближе познакомиться с идеями А.Золотова. Сам он находит вполне естественным, что его сугубо искусствоведческий труд приложим к научным реалиям.

- Критика - это не только искусство интерпретации, но и один из методов ведения научного поиска, - уверен Андрей Андреевич. - Если критику удается найти точные слова, что-то угадать, рождается самостоятельное исследование. Насколько оно глубоко и существенно, зависит от масштаба личности. Кстати говоря, многие из известных мне ученых обладают колоссальной художественной интуицией…

Именно представители гуманитарных наук и одаренные талантами в области искусства ученые-естественники из РАН выступили с идеей проведения совместной научной конференции с Академией художеств. Мы спросили представителя оргкомитета заместителя главного ученого секретаря Президиума РАН, химика и художника Александра Толстикова, как возникла идея новой формы сотрудничества академий, и все ли из задуманного удалось реализовать.

- На продолжение публичного диалога представителей двух Академий - наук и художеств - вдохновил удачный опыт проведения в начале года совместной художественно-документальной выставки "Социетет художеств и наук", - сообщил Александр Генрихович. - Февральскую выставку, приуроченную к 285-летию учреждения Академии наук и художеств и Дню российской науки, готовил в основном Архив РАН. Наш второй совместный проект - конференция - рождался уже при активном участии Отделения историко-филологических наук РАН и членов оргкомитета со стороны Академии художеств. Большинство представленных здесь работ выполнено в рамках программ фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» и Отделения новейших художественных течений РАХ. Судя по отзывам участников, идея научного сотрудничества себя оправдала, так что есть надежда, что конференции этого цикла станут проходить раз в два-три года.

К участию в следующих встречах, обещает А.Толстиков, обязательно будут привлечены ученые разных специальностей. Как выяснилось, художники хотели бы обсудить с людьми науки не только искусствоведческие проблемы. У них много практических вопросов к специалистам, работающим в области естественных наук. Например, насколько долговечными окажутся произведения, выполненные с помощью современных материалов? Какие новейшие технологии эффективны при реставрации памятников старины?

У представителей гуманитарной сферы тоже были свои пожелания по программе будущих конференций. Всеволод Багно, например, предложил не объединять участников по секциям, а, наоборот, «перемешать» между собой доклады из разных областей: «Встречи должны быть более неожиданными! Хотя добиться взаимопонимания в этом случае будет сложней».

В.Багно, ученик академика Дмитрия Лихачева, дал высокую оценку итогам конференции, завив, что Дмитрий Сергеевич получил бы огромную радость от происходящего.

- Дмитрий Лихачев непременно принял бы участие в этом проекте, поскольку он сам был человеком Пограничья - выдающимся ученым, замечательным писателем и потрясающей силы мыслителем, - отметил директор Пушкинского Дома. - Кстати, феномен человека, в котором взаимодействует столько разных начал, тоже вполне мог бы стать предметом обсуждения на таких встречах.