http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=97fb9f00-0361-4d11-abbd-96de5e73a1ab&print=1
© 2024 Российская академия наук

Где деньги лежат?

13.12.2007

Источник: Поиск, Надежда Волчкова

Академический бюджет снова под вопросом.

«Всем институтам Российской академии наук придется внести изменения в свои уставы», – сообщил вице-президент РАН Александр Некипелов, выступая на Совете директоров академических институтов. В утвержденном недавно Правительством РФ новом Уставе РАН институт определяется как «подведомственная академии некоммерческая научная организация – учреждение Российской академии наук». Указанная организационно-правовая форма в действующем законодательстве отсутствует. Поэтому теперь особенности статуса институтов и академии в целом предстоит прописать в Законе о науке и государственной научно-технической политике.

Однако, несмотря на имеющиеся пока правовые неувязки, изменения в уставы институтов вносить придется. Поэтому Президиум РАН принял решение о создании рабочей группы, которая сформулирует рекомендации для академических НИИ: какие стандартные положения, прямо вытекающие из нового Устава РАН, должны быть корректно и единообразно отражены в их основных документах.

А.Некипелов рассказал руководителям институтов, как формировалось мнение органов исполнительной власти в отношении организационно-правовой формы РАН и подведомственных ей учреждений. Большую роль здесь сыграла изложенная в Бюджетном послании позиция Президента РФ, состоящая в том, что программа фундаментальных исследований госакадемий должна финансироваться преимущественно в форме субсидий.

«Поскольку в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ, вступающей в силу с 1 января 2008 года, бюджетные учреждения получать субсидии не могут, Минфин РФ установил, что учреждения академического сектора не должны после окончания переходного периода (с 2008 года) оставаться в составе бюджетной сферы. Мы, – продолжал А.Некипелов, – откровенно говоря, считали, что существует менее радикальный вариант, связанный с двухканальным финансированием наших институтов – по смете и субсидиями, однако такая точка зрения не нашла понимания у исполнительной власти».

Руководители институтов задали А.Некипелову много вопросов по текущей ситуации в РАН. Когда появятся новые квалификационные требования, без которых невозможно проводить аттестацию научных сотрудников? Оказывается, этот документ, подготовленный академией и согласованный с Минобрнауки, затерялся в недрах Минздравсоцразвития. Руководители академии обратились за разъяснением в администрацию Президента РФ. В направленном туда письме, в частности, говорится, что при таких темпах решения данного вопроса все ученые скоро станут «исполняющими обязанности». Руководство академии надеется на оперативную реакцию, так как убеждено, что перед началом третьего этапа пилотного проекта по совершенствованию оплаты труда ученых РАН аттестация должна быть проведена по новым правилам.

Вопрос о сроках старта третьего этапа пилотного проекта также интересовал многих. Вице-президент РАН сообщил, что сегодня практически все институты вышли на нормативную численность бюджетных ставок, установленную для второго этапа. Поэтому академия приступает к подготовке третьего. А.Некипелов выразил надежду, что его удастся запустить во втором квартале будущего года.

Грядущее увеличение окладов ученых рождает вопрос о соответствующем повышении зарплат их коллег – инженеров, техников, сотрудников вспомогательных подразделений. В связи с проблемой растущего расслоения в научных коллективах директора институтов интересовались перспективами введения в академии отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ).

А.Некипелов заявил, что, поскольку Единая тарифная сетка отменена, академия теоретически могла бы хоть завтра ввести ОСОТ, установив достойные зарплаты для всех категорий работающих. Единственное препятствие для этого – существующие финансовые рамки, которые к тому же оказались жестче, чем ожидалось. Дело в том, что Минфин без согласия РАН зарезервировал за Минобрнауки часть средств, предназначенных для обеспечения программы фундаментальных исследований Академии наук, – 9 и 16 млрд рублей на 2009 и 2010 годы. «Не исключено, что эти деньги предполагается направить на конкурсное финансирование научных институтов академического сектора. Так что в наши организации эти средства придут, – сообщил А.Некипелов. – Но планировать их в бюджете РАН мы теперь не можем. Когда мы формировали условия пилотного проекта, то имели в виду, что академия будет решать накопившиеся за три года проблемы с оборудованием и диспропорцией зарплат за счет приходящейся на РАН доли из намеченного на 2009-2010 годы увеличения финансирования гражданских исследований. Однако прироста, на который было столько надежд, академию фактически лишили.

Так что, если ничего не изменится, формировать программу постепенного повышения зарплат ИТР и сотрудников вспомогательных служб нам придется исходя из имеющихся финансовых возможностей, не отказываясь от действующих механизмов их поддержки из внебюджетных источников. Кстати, президент РАН проинформировал о сложившейся ситуации президента страны накануне недавнего заседания Совета по образованию, науке и технологиям».

Весьма острой для многих организаций является проблема с долгами по налогам на землю и имущество, накопившимися в связи с несвоевременным перечислением Минфином компенсаций на эти цели. Вице-президент РАН отметил, что в данном вопросе происходят некоторые подвижки: за последнее время суммарный долг РАН сократился с 1,5 млрд до 650 млн рублей. В Минфине академии обещают с 2008 года отправлять средства на уплату бесспорных налогов без задержек, поскольку министерство теперь понимает, о каких объемах необходимых средств идет речь.