Искусство и наука: общее, неделимое

13.11.2009

Источник: STRF, Елена Σ Укусова



В академиях наук и художеств проходит I Международная конференция «Искусство и наука в современном мире». Учёные и деятели культуры ищут общее и смотрят друг на друга и себя с точки зрения философии, религии, истории, эстетики и даже мистики

На протяжении многих веков наука и искусство идут рядом, хотя представители обеих сред с неизменным постоянством дискутируют, чего же между ними больше: общего или разного? Казалось бы, общего — ничего. У прагматичной науки совсем не те задачи, методы и объекты внимания, что у возвышенного искусства. Тем не менее, в тех или иных выражениях лучшие таланты разных поколений сходились в том, что науку и искусство объединяет особая роль, которая отведена им в обществе.

Разобраться во взаимоотношениях этих двух сфер попытались учёные и деятели искусств, принявшие участие в I Международной конференции «Искусство и наука в современном мире», состоявшейся 11—13 ноября в Москве. Инициаторами совместного форума выступили две академии: Российская академия наук и Российская академия художеств — творческий и научный центры, объединяющие художественный и исследовательский потенциал страны, все виды и направления отечественной созидательной мысли.

Трёхдневная конференция проводится в рамках программ фундаментальных исследований президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» и Отделения новейших художественных течений РАХ «Искусство и наука в современном мире».

На открытии форума, состоявшемся в зале «Яблоко» Галереи искусств Зураба Церетели, его участники в многочисленных приветственных речах обозначили сложную задачу мероприятия: оценить и проанализировать интеграцию творческого, научного и религиозного знания. При этом под наукой и искусством понимаются пласты, гораздо более широкие, чем их в силу своих задач традиционно представляют в соответствующих министерствах. Речь идёт о широком культурном пространстве, формирующем религиозные и нравственные нормы, способном менять общественное устройство страны.

— Нас объединяет в первую очередь то, что и учёные, и деятели искусств являются творческими единицами, — сказал на открытии конференции вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов. — И даже на различия можно смотреть по-разному. В истории искусства огромное количество имён, без которых само искусство представить невозможно. То, что создали Микеланджело или Пушкин, не могло быть создано кем-либо другим. В науке же картина несколько иная: не было бы Эйнштейна, теория относительности рано или поздно всё равно была бы открыта. Но это не означает, что наука мало зависит от имени. Кто знает, каким был бы сегодня научный мир, если бы не было Ньютона или Ломоносова. 90 процентов учёных, когда-либо живших на Земле, — наши современники. И 90 процентов научных открытий также приходятся на наше время. Наука играет важнейшую роль во всех отраслях жизни человека, но отражает мир в его объективном состоянии. Это лишь один срез, далеко не исчерпывающий реальность. Срезов много, и эти пласты взаимодействуют друг с другом. Нет никакого сомнения, что искусству отведена особая роль в жизни человечества. Именно оно является основным инструментом создания и сохранения бесконечных форм нашего сознания.

Форум начался с представления фотовыставки, рассказывающей о воссоздании художественного убранства храма Христа Спасителя. Ещё до начала первого пленарного заседания зрители столпились вокруг академиков РАХ, дающих мастер-классы: Евгений Максимов демонстрировал создание произведения в уникальной технике альфреско (чистая фреска), а Николай Мухин исполнил работу в технике темперной живописи. В рамках мероприятий конференции — пленарных заседаний и секций, круглых столов и кинопросмотров — поднимались темы последних открытий и достижений науки и искусства. Завершающий день, 13 ноября, предложит участникам ещё несколько мастер-классов от гуру изобразительного искусства: художника-аниматора Александра Петрова и самого Зураба Церетели.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024