УНИВЕРСИТЕТЫ САМИ СДАДУТ ЭКЗАМЕН.

01.09.2008

Источник: Московский комсомолец, Игорь СЕРГЕЕВ



Количество российских вузов должно резко сократиться

Федеральная служба по надзору в сфере образования резко ужесточит требования к качеству обучения в российских вузах, в том числе негосударственных. Об этом на пресс-конференции в "МК" заявила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.

Совсем недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заметил, что у нас слишком много высших учебных заведений — во всем Советском Союзе было около 600, а сейчас в одной только в России — уже более тысячи. "Должно остаться 150—200 институтов и примерно 50 университетов", — уточнил Андрей Александрович. Это значит, что количество отечественных альма-матер должно сократиться как минимум впятеро. Поэтому, естественно, вопрос о грядущем закрытии университетов и академий стал одним из главных на пресс-конференции Любови Глебовой.

Любовь Николаевна поспешила успокоить журналистов: "Никакого плана по сокращению числа вузов нет, и специальная кампания в этой связи не проводится". Идет планомерная борьба за повышение качества обучения студентов. Однако в ее рамках Рособрнадзор в ближайшее время резко ужесточит требования по лицензированию и аккредитации высших учебных заведений.

По словам Глебовой, эта мера направлена прежде всего против образовательных контор, которые не дают студентам хороших знаний, зато выдают дипломы гособразца и предоставляют отсрочку от армии.

— Представьте себе вуз, который арендует две комнаты общей площадью 80 кв. м и в котором работают два с половиной сотрудника, — привела пример г-жа Глебова. — Его руководство подает нам документы на лицензирование. Мы говорим, что можем разрешать набор только пяти студентов — для большего числа учащихся просто нет условий. Руководители этого, с позволения сказать, учебного заведения соглашаются. Их расчет прост: получить лицензию, дать объявление в газете, набрать побольше студентов. То есть попросту заработать денег, не думая о том, как и чему учить ребят. Это обыкновенное мошенничество. Администрация такого псевдоинститута рассчитывает на то, что проверки проводятся раз в два года, а за это время они успеют набить карманы. Поэтому мы приняли решение ужесточить правила лицензирования и аккредитации всех вузов, а также чаще проверять подозрительные университеты и академии.

Тем более что работать в таких полуподпольных альма-матер практически некому — преподавательский рынок весьма ограничен. За последние 15 лет число российских вузов (как государственных, так и частных) выросло в 2,5 раза, а количество педагогов увеличилось лишь на 27%. В большинстве негосударственных работают почасовики-совместители, которые бегают из одного учебного заведения в другое. Подчас вузы перед аттестацией подают вообще фальшивые списки своих преподавателей — известные доценты и профессора даже не подозревают, в каких университетах они "работают". Это делается для того, чтобы удовлетворить жесткие требования Рособрнадзора к количеству остепененных преподавателей в учебном заведении. Руководители фальшивых альма-матер понимают — не будут у них числиться кандидаты и доктора наук, не видать им в названии престижного слова "университет" или "академия", значит, не набрать доверчивых студентов. И тогда прощайте, денежки...

С другой стороны, признала Глебова, в существовании образовательных контор отчасти виноваты и сами студенты — многих вполне удовлетворяет такое положение дел. Ведь не надо напрягаться, ежедневно ходить на лекции и семинары, грызть гранит науки. Приноси вовремя деньги — и все, диплом гособразца тебе обеспечен. А потом с этим документом можно попытаться устроиться на работу...

— Необходимо учесть, — сказала Глебова, — что в стране демографический спад. Выпускников школ становится все меньше, меньше будет и студентов. В этих условиях слабые вузы с недостаточным количеством учащихся должны закрываться.

Возникает естественный вопрос: а куда девать студентов проштрафившихся вузов? По словам Глебовой, старшекурсникам дадут возможность спокойно доучиться, а студентов младших курсов распределят в аналогичные учебные заведения в регионе. На улицу никого не выгонят.

Выходом для слабого государственного вуза может стать его превращение в филиал более сильного учебного заведения. Еще один возможный вариант решения проблемы — слияние нескольких региональных храмов науки в один университет. "Чем учебное заведение крупнее, чем выше в нем качество обучения", — заявила Глебова.

Тем более что опыт подобного объединения уже имеется. По нацпроекту "Образование" уже созданы Сибирский и Южный федеральные университеты: Сибирский — на базе Красноярского госуниверситета путем присоединения к нему Красноярской госархитектурно-строительной академии, Красноярского гостехуниверситета и Государственного университета цветных металлов и золота, а Южный — путем слияния Ростовского госуниверситета с Ростовской госакадемией архитектуры и искусства, Ростовского госпедуниверситета и Таганрогского госрадиотеха.

Вовсю готовится создание Дальневосточного ФУ (Владивосток) и Северного ФУ (на родине Ломоносова). В Якутии, в свою очередь, может появиться Северо-Восточный федеральный университет, который организуют на базе Якутского госуниверситета, к которому присоединят Якутский инженерно-технический институт и Саха педагогическую академию, а также расположенные в регионе институты — региональной экономики Севера и прикладной экологии Севера. Кроме того, депутаты Воронежской городской думы уже обратились к министру образования с предложением создать в Воронеже свой ФУ — Федеральный университет Центрального Черноземья (ФУЦЧ). В его состав могут войти четыре крупнейших вуза города: Воронежский госуниверситет, политехнический, педагогический и архитектурно-строительный университеты.

Таким образом, число российских вузов в ближайшем будущем все-таки уменьшится (чего и добивается Минобрнауки), а качество образования улучшится. И все будут довольны.



©РАН 2024