http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=98e4352b-90ff-4cdd-b6d2-97fc7ddee90f&print=1© 2024 Российская академия наук
Традиционные летние академические каникулы в этом году действительно проходят именно в каникулярном режиме. В отличие от бурного академического лета 2013 года. Этому способствовал и мораторий, объявленный в конце прошлого года президентом России Владимиром Путиным на любые действия с имуществом, принадлежащим организациям Российской академии наук. Вернее – принадлежавшим. Юридически сегодня имущество РАН ничтожно; а всем гигантским движимым и недвижимым имуществом исследовательских институтов и организаций РАН реально распоряжается Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).
Возникает вопрос: если как минимум до 2015 года сохранен status quo Академии наук, зачем нужно было в пожарном порядке городить огород с реформой РАН? Как заметил кто-то из классиков, начать любовную интрижку или политическую кампанию может любой, а вот изящно завершить то и другое – это действительно искусство.
Между тем при всем внешнем спокойствии на фоне горячего – в климатическом отношении – лета именно в недрах ФАНО кипит организационная работа. На днях агентство подготовило важнейший документ: рабочая группа по определению методики и регламентов оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО, утвердила проект методики, по которой будет проводиться экспертиза институтов, а также согласовала проект положения о ведомственной Комиссии по оценке деятельности научных организаций.
Согласно проекту положения о Комиссии, ее состав формируется сроком на пять лет. Предполагается, что в нее войдут 30–40 человек. Не менее половины членов Комиссии должны представлять научные организации, одну четверть – сотрудники ФАНО России. Еще четверть мандатов выделяется для представителей бизнес-сообщества, заинтересованных некоммерческих организаций и государственных фондов поддержки научной и инновационной деятельности.
Как сообщается в официальном пресс-релизе ФАНО, предусматривается, что аудит результативности научных институтов будет проводиться в пять этапов: подготовительный (сбор сведений и уточнение состава референтных групп), всесторонний экспертный анализ, подготовка предложений о предварительном отнесении научных организаций к категориям, разрешение спорных ситуаций и окончательная классификация институтов по категориям.
Предварительный перечень показателей, по которым будет оцениваться результативность деятельности научных организаций, содержит 25 обязательных параметров эффективности и 10 дополнительных. При этом для оценки каждой из научных организаций будет использовано от 5 до 10 критериев из общего списка, в зависимости от отраслевой специфики института. В дальнейшем проект методики будет согласован с профильными управлениями ФАНО и Министерством образования и науки РФ.
Громоздко, конечно, но вроде бы все разумно. Некоторые представители РАН даже заявляют, что «получившиеся документы представляются хотя и не идеальными, но позволяющими наладить адекватную процедуру оценки. Теперь надо посмотреть, как это будет работать». Что логично.
Хочется только обратить внимание на одну методологическую проблему, которая фактически никак не обсуждается. Ее очень точно сформулировал в свое время Георгий Щедровицкий: «…управлять можно только развитием, а управление функционированием есть бессмыслица».
Логика государства здесь понятна: создание механизмов независимой оценки эффективности научных исследований. Вот только велика вероятность, что в результате всех этих хитроумных экспертных сессий будет создана система беспристрастной, справедливой, универсальной оценки... именно функционирования исследовательских институтов, но не их развития.