http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9942fe7a-a082-4990-9778-cd102ca0a916&print=1© 2024 Российская академия наук
Любимов Лев Львович, заместитель научного руководителя, профессор кафедры макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ На конгрессе «Образование без границ—2008» состоялась дискуссия о том, кто должен инвестировать в профессиональное образование: государство, бизнес или сами учащиеся. Каково Ваше мнение?
— Подавляющее большинство студентов, их родителей согласны вкладывать деньги в образование. А вот о бизнесе того же самого пока сказать нельзя. Если провести соцопрос и выяснить мнение россиян на тему «Готовы ли новые русские стать новыми Третьяковыми», ответ будет однозначным — нет. Отдельные исключения, конечно, имеются, но они не меняют общей ситуации.
Теперь что касается государства. Могу честно признаться, что мне не нравятся нынешние игры Министерства образования и науки с бизнесом. От того, что предприниматели будут определять учебные программы вузов, становится грустно. Бизнес может обрисовать портрет желаемого выпускника 2008 года. Вот только подготовить его удастся только к 2014 году. А тогда уже будет другая ситуация в стране, другая экономика. Но на такую перспективу российский бизнес планов не строит. К сожалению.
На мой взгляд, государство пока не определилось с дальнейшим планом реформирования российского образования. Сейчас мы много слышим деклараций о необходимости повышать уровень образования. Власти понимают, что без этого невозможно построить в России инновационную экономику. Вот только станут ли декларации реальностью, сказать трудно. Недавно Общественная палата опубликовала доклад «Готова ли Россия инвестировать в своё будущее?». Конкретного ответа в нём не прозвучало. Но я могу сказать чётко: не готова.
Во многом именно за счёт больших инвестиций американское высшее образование стало лучшим в мире. В США расходы на образование в целом составляют 10% от ВВП, включая вложения государства, бизнеса и самих учащихся. В России — 3,7%. При этом надо помнить, что их 10% высчитываются от 13 триллионов долларов, а наши 3,7% — от 1,3 триллиона долларов.
И, тем не менее, какие бы ни были инвестиции, они не способны решить всех проблем вузовского образования, в частности, его массовой доступности. Никакой уровень национального дохода не позволит дать образование всем желающим. Причём речь идёт не только о высшем образовании, но и о начальном и среднем. Поэтому нужно отказываться от ложного представления, что образование — это общественный товар. Образование — это инвестиции в капитал, пусть и в человеческий.
На мой взгляд, расходы на высшее образование в процентах от ВВП в России будут, конечно же, увеличиваться. При этом возрастёт нагрузка негосударственного сектора. Бизнес должен платить за подготовку своих кадров. Вот только точное соотношение государственных и частных расходов на образование пока определить трудно.