НАУКА И ЖИЗНЬ

05.12.2005

Источник: Карьера, Валентина Еремеева, Наталья Клименко

От первого листа бумаги до первой книги прошло тысячелетие

От изобретения лазера до начала его использования - несколько месяцев. Сегодня двадцатилетнего человека окружает в два раза больше новых вещей, чем его родителей в том же возрасте. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Научные открытия совершаются ежедневно. А о том, как превратить идею в деньги, знают менеджеры инновационных проектов.

Уходящий год - всемирный год физики - прекрасный повод вспомнить, что научные исследования и основанные на них инженерные разработки стали движущей силой цивилизации: пар, электричество, атомная энергетика, освоение космоса, информационный бум. Но это и повод задуматься о перспективах отечественной науки. По оценкам некоторых экспертов, на мировом рынке наукоемкой продукции на долю России приходится лишь 0, 3%. За последние 15 лет вдвое уменьшилось количество специалистов, активно занимающихся наукой. Их средний возраст приближается к пятидесяти, а образованная молодежь в массе своей предпочитает пусть менее интеллектуальную, зато более высокооплачиваемую работу. Однако постепенно ситуация меняется...

Вырасти до академика

Понятие "научная карьера" можно разделить на три составляющие.

Первая - исследовательская. Это путь "кабинетного" или "лабораторного" ученого, углубленного в творчество, в поиск красоты и гармонии. Прикладные аспекты исследований его интересуют лишь постольку поскольку. Для него научное открытие - главный подарок, который стоит всех трудов. Отвлекаться от своих колбочек и пробирочек он категорически не хочет.

Вторая составляющая научной деятельности - организационная: статью надо "протолкнуть", книгу - издать, необходимо правильно составить заявку на грант, добыть отзывы на диссертацию. Чтобы превратиться из младшего научного сотрудника в академика, свои работы надо пиарить. Чем выше подымаешься по карьерной лестнице, тем больше административных забот: ученики, аспиранты, хозяйственные и денежные вопросы. И в решении подобных проблем может преуспеть далеко не каждый талантливый исследователь.

Третья составляющая - внедрение интеллектуального продукта в производство, так называемая инновационная деятельность. Современный темп сращивания фундаментальной науки и производства требует новых подходов к организации научного процесса. На каждом многообещающем направлении исследовательскому коллективу нужен свой "импресарио" - квалифицированный менеджер, выросший в научной среде, который, с одной стороны, знает все тонкости научной проблемы, с другой - умеет распоряжаться финансами, вести диалог с промышленниками и властью, разбирается в экономике, менеджменте, праве. Ведь деньги в России есть. В дефиците специалисты, которые могли бы оценить перспективность и рыночную стоимость научной идеи. Именно работа "инновационщиков" становится основным источником доходов научных учреждений и университетов.

Роль личности

Одна из странностей науки заключается в том, что в стенах университетов и НИИ большие ученые вырастают ежегодно, а вот выдающиеся администраторы - гораздо реже. Причина в том, что личности ломоносовского масштаба, которые одарены так щедро, что преуспевают и в лабораторных исследованиях, и в административной, и в инновационной деятельности, - явление уникальное. "Выучить, вырастить в каком-то специальном учебном заведении таких людей невозможно, - считает

Юрий Плетнер, заместитель председателя правления фонда "Успехи физики" (фонд В.Л. Гинзбурга). - Я думаю, что будущих "научных" менеджеров следует выявлять еще в школе. Три четверти одаренных людей не могут расти вопреки всему, не могут, как шампиньоны, пробивать асфальт. Не надо их затаптывать! Детей, достаточно успешных в физике и математике и в то же время коммуникабельных, в какой-то мере артистичных и склонных к организаторской деятельности, надо выявить, заинтересовать и помочь им".

По статистике, больше половины научных работников считают, что инновационная деятельность губительна для науки. По их мнению, исследовательская работа не совместима с какой бы то ни было другой; ученый не должен отвлекаться на административно-хозяйственные заботы. И мы вновь возвращаемся к тому, что без хорошего менеджмента научные разработки обречены на то, чтобы оставаться достоянием исключительно лабораторных журналов и отчетов по кафедре. Вопрос, собственно, в одном: что лучше - привлекать сторонних "инновационщиков" или готовить их самостоятельно? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Некоторые считают, что менеджеры со стороны не принесут ощутимой пользы, необходимо выращивать свои кадры. И за решение этой задачи уже взялись МГУ, МФТИ и другие ведущие вузы, создавшие собственные программы подготовки менеджеров научных проектов.

Nota bene

Во многих странах доля бюджетных средств, выделяемых на финансирование научных исследований, постепенно уменьшается, а денег от частных фондов и инвесторов становится все больше. Привлечение инвестиций в науку - это тоже поле деятельности для менеджеров нового формата, которым предстоит развивать взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований, а также обеспечивать промышленное внедрение их результатов. Ярким примером такого взаимодействия стал международный проект строительства обсерватории на Луне, в который вкладывают деньги частные телевизионные компании в надежде снять потрясающие фильмы, окупить расходы и получить прибыль в ближайшие 15-20 лет.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Владимир Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ:

"Особенность наших учебных программ по инновационному менеджменту состоит в том, что они учат управлять зарождающимся бизнесом, формировать новые рынки, сочетают подготовку по общему менеджменту со специализацией на "ясельной" стадии продукта. Инновационному бизнесу нужно сражаться за новые конкурентные качества и рынки. Это нестандартная специализация, и за рубежом таких программ немного - как и в России.

Иногда люди, впервые столкнувшиеся с понятием "инновационный менеджмент", отождествляют его с научным менеджментом. Однако это не одно и то же. Менеджмент научных проектов призван служить интересам научной организации, для которой коммерческий аспект не главный. Цель науки - получение новых знаний. Если у исследования при этом есть прикладной аспект, то появляется возможность дополнительного заработка. Но это побочный результат. Чтобы идея перешла из теоретической плоскости в практическую и стала конкурентоспособной, нужно участие бизнеса. Как правило, рынку научные организации интересны своей базой, потенциалом, новыми знаниями, которые могут быть использованы в конкретных целях. Поиск открытий и новых перспективных направлений и внедрение их на производстве - прерогатива менеджера инноваций.

Для работы в этой области мало только управленческой подготовки. Не зная научных основ, менеджер не сможет работать эффективно. Особенно это актуально для начальных стадий (от возникновения идеи до разработки и создания прототипа продукта), где риски особенно высоки. Поэтому здесь нужен менеджер с базовым техническим образованием, хотя опыт работы в науке не обязателен. Когда продукт переходит на стадию массового производства и продажи, актуальность научных знаний ослабевает. Тем не менее я пока не встречал в России менеджеров инноваций без технического образования. К тому же наибольшее число таких специалистов (ежегодно более тысячи) требуется именно в сфере IT, электроники, биотехнологий, металлургии, строительстве, пищевой и химической промышленности".

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС":

"Термин "инновация" был введен в научный оборот известным экономистом Йозефом Шумпетером, и сегодня за ним стоят два понятия: новшество (новация), то есть новый продукт, технология, усовершенствование, и нововведение - процесс внедрения новшеств (новаций) в различные сферы жизни общества. Последнее и составляет суть инноваций, каждая из которых имеет свой жизненный цикл. Инновационный процесс начинается с разработки идеи и завершается ее комплексной реализацией. Его основу составляет деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований в новый, усовершенствованный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром. Менеджеры инноваций, в обязанности которых входит координация процесса создания и внедрения новых товаров, а также разработка, оценка и обеспечение инновационных программ, способствуют его продвижению на рынок.

Помимо научных исследований и разработок, проектирования, подготовки и организации производства нового продукта (услуги), его освоения выделяют следующие направления инновационной деятельности: приобретение патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау, консультирование, сертификация, контроль качества и др.

Обострение конкурентной борьбы, стратегия завоевания рынков, появление новых знаний и в то же время рост затрат, реструктуризация, устаревание оборудования - все это тем или иным образом влияет на потребности фирмы в инновациях, которые не должны быть единовременной акцией.

Переход человечества к новой экономике и становление нового (информационного) общества сделали знания единственным имеющим значение ресурсом. Особенно это актуально в отношении новшеств. Как правило, без специальных знаний ими нельзя воспользоваться. И важную роль здесь играют ноу-хау, которые снижают риски и обеспечивают более быструю отдачу и рост стоимости фирмы.

Работа научных организаций и учебных заведений формирует инновационный потенциал общества, его способность осуществлять, воспринимать и воспроизводить нововведения. В целом такой подход характерен и для школы бизнеса "МИРБИС". Для нас инновации - это и стратегия развития, и подход к разработке программ и управлению бизнес-школой, и образовательная программа как таковая".



©РАН 2024