http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=997be663-bd77-4c5b-8ac2-70fe7a9ee46e&print=1© 2024 Российская академия наук
В ходе экспедиции планируется ротация экипажа и научного состава, а при необходимости, доставка дополнительного оборудования и припасов
Российская наука после почти десятилетнего перерыва возобновит исследования арктических морей с помощью дрейфующих станций. Уже в сентябре 2022 года на судне "Академик Трешников" может стартовать экспедиция, участники которой реализуют десятки, в том числе уникальных, научных проектов, планы которых обсудили на форуме "Арктика: настоящее и будущее".
Традиционно дрейфующая станция это научно-исследовательская площадка, размещенная на дрейфующих льдах в Северном Ледовитом океане. В Советском Союзе, а следом и в России они носили название "Северный полюс". Здесь проводился комплекс исследований в самых различных научных областях. Первая в мире дрейфующая станции СП-1 была запущена в 1937 году, последняя, круглогодичная, СП-40 была эвакуирована в 2013 году. Также в 2015 году некоторое время работала сезонная СП-2015.
"Надеемся, что это (экспедиция) будет сентябрь будущего года. Вмораживаться будет научно-экспедиционное судно "Академик Трешников"<...>. Оно замечательно много чем, в том числе тем, что очень хорошо оборудовано", - рассказал директор представительства Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) в Москве Юрий Сычев.
В рамках СП-2022 возле вмерзшего в лед судна будет разбит ледовый лагерь, созданы взлетно-посадочная полоса, вертолетная площадка. В ходе экспедиции планируется ротация экипажа и научного состава, а при необходимости, доставка дополнительного оборудования и припасов.
Научная программа СП-2022 была разработана экспертным советом под руководством президента Ассоциации полярников, специального представителя президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова. Она состоит из девяти основных направлений. В том числе атмосферных, биологических, гидроакустических, медико-биологических исследований, исследований космической погоды, материаловедения и судостроения.
Уникальные исследования
"Атмосферная программа данной экспедиции является до некоторой степени уникальной и отличается в лучшую сторону от атмосферной программы MOSAiC (европейской экспедиции)", - подчеркнул главный научный сотрудник Московского государственного технологического университета "Станкин" Алексей Надыкто.
По его словам, наряду с различными исследованиями в программе имеется широкий аспект исследований, которые до последнего времени не проводились в арктических условиях. Это в первую очередь исследования аэрозолей, их физико-химического состава, арктических свойств и микробиологических характеристик. Такие исследования в основном проводились на стационарных полярных станциях и весьма в ограниченных объемах.
"Проведение данной экспедиции позволит использовать имеющееся судно и имеющиеся ресурсы в качестве платформы для проведения практических тестов современных отечественных технологий", - заявил Надыкто.
Как отметил заместитель директора Института физики Земли Российской академии наук (ИФЗ РАН) Алексей Собисевич, территории, над которыми будет проходить дрейф, в геологическом плане изучены слабо. Одна из них Хребет Гаккеля в Северном Ледовитом океане. Ведущий научный сотрудник Государственного океанографического института Сергей Тамбиев добавил, что в дрейфе планируется два раза пересечь хребет Гаккеля, в его восточной и западной частях. И если западная часть ранее изучалась, то восточная часть практически не исследована.
Он отметил, что предстоят и экологические исследования. В том числе и сравнительно новая проблема для Арктики - загрязнения пластиком и микропластиком.
Согласно информации заместителя генерального директора Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками Игоря Бобровницкого, одним из объектов исследования станут сами участники экспедиции. "Планируется, что во время дрейфа для оптимизации процессов адаптации в рационах питания будут использованы так называемые специализированные пищевые продукты, содержащие все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы", - уточнил он
Возвращение во льды
Идею научных исследований на борту дрейфующего вмерзшего в лед судна высказывал более ста лет назад известный полярный исследователь Фритьоф Нансен. Она легла в основу его экспедиции на "Фраме". В Советском Союзе пошли по пути разбивки научного лагеря на льдине. Так СП-1, возглавляемая советским полярником Иваном Папаниным, была размещена на льдине с размерами три на пять километров.
По словам Сычева, в 2013 году СП-40 была эвакуирована в связи с критической угрозой самой станции и жизни людей. "Стало понятно, что традиционные папанинские станции с размещением людей на дрейфующем льду являются высоко рискованными, потому что в силу климатических изменений лед перестал быть надежной платформой", - подчеркнул он.
Сычев отметил, что после прекращения практики использования дрейфующих станций "лишились потока данных" из Центрального Арктического бассейна. Это особенно актуально в условиях серьезных климатических изменений.
В наше время идея создания дрейфующей станции на вмороженном в лед судне практически одновременно возникла в России и ЕС. Европейцы уже осуществили полярную экспедицию MOSAiC. В России старту международной дрейфующей станции "Северный полюс" в 2020 году помешал ковид.