http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=999c24da-a7d7-4f78-abf3-aa59d1b2364a&print=1
© 2024 Российская академия наук

АЛХИМИЯ, ХИМИЯ И ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА

27.04.2016

Источник: НГ, Андрей Ваганов



В выставочных залах Архива Российской академии наук только что закончила свою работу документально-художественная выставка «Наука и искусство в лицах. Портреты современников». Это – совместный проект Архива РАН, Российской академии художеств и Московского государственного музея «Дом Бурганова». Экспозицию выставки составили живописные портреты выдающихся отечественных деятелей науки и изобразительного искусства второй половины и конца XX столетия. Автор портретной серии – академик РАХ, член-корреспондент РАН Александр Толстиков.

Вообще, надо заметить, что Архив РАН стал очень интересной выставочной площадкой в Москве. Там уже прошло несколько интереснейших документальных, художественных и фотовыставок.

Что касается выставки «Наука и искусство в лицах», то художественную и эстетическую ценность представленных на ней работ хорошо сформулировала академик РАХ Мария Вяжевич: «Герои портретного цикла Александра Толстикова – герои не нашего времени, если считать «нашим» время, в котором, по одному меткому наблюдению, «сам факт потребления является достижением». Их нечасто увидишь в тех средствах массовой информации, которыми питается большинство представителей современного социума. Каждый из портретных образов – окно в неповторимый мир личности, утверждение ее значимости, непреходящей ценности. Как художественная антитеза тому, что «незаменимых людей не бывает». Особая ценность авторского проекта, я бы сказала, романтической попытки художника и ученого Александра Толстикова состоит в том, чтобы заявить в полный голос достойно о достойных».

Мария Вяжевич очень точно отмечает, что предпринятый живописный эксперимент «выходит за пределы двухмерного холста, дополненный предметами самих «персонажей», обостряя энергетическую связь между первой и второй реальностью, погружая зрителя в «поле» каждого из его героев». В документальном разделе выставки были представлены рукописи научных трудов, документы, редкие фотографии из семейных архивов ученых и художников, личные вещи и атрибуты творческой деятельности персонажей выставки.

Александр Толстиков, как бы препарирует сам творческий процесс и научного, и художественного творчества. Вот тут и возникают аллюзии не только эстетические, но и научно-исторические.

Скажем, хирурги (анатомы) и повивальные бабки, начиная с античности и практически до начала XVIII века, оставались в одной социальной группе вместе с живописцами, сапожниками и плотниками. Рождение жизни и отображение жизни в образах, в артефактах предметного мира воспринималось очень долго как неразделяемый, синтетический процесс, некая алхимия.

«Алхимия» Александра Толстикова – особого рода. Александр Генрихович, сын выдающегося химика-органика, академика Генриха Толстикова, сам – академик РАХ и член-корреспондент РАН. То есть ему знакома изнутри и логика научного творчества (он пошел по стопам отца – стал химиком), и интуиция художника. Впрочем, логика и интуиция – это сообщающиеся сосуды. Очень характерен в этом отношении портрет отца художника – академика Генриха Толстикова.

Как ни парадоксально, такая алхимическая интерпретация научного и художественного творчества – дело не только прошедших эпох. Например, современный лигурийский алхимик и доктор юридических наук Джаммария подчеркивает: «…В определенном смысле, Искусство, как и Алхимия, представляет собой творческую активность, выражающуюся в трудолюбивом и тщательном приведении бесформенной материи (текстуальной, изобразительной, пластической, строительной, звуковой и пр.) к форме».

Джеймс Элкинс, американский специалист в области визуальных исследований и теории искусства, тоже сравнивает опыт рисования с опытом алхимии. «Мне нравится это сравнение, – подчеркивает Элкинс, – потому что алхимики, подобно художникам, тратили свою жизнь на то, чтобы возиться со странными веществами, действие для них самих – загадка, и их завораживают текстуры, вязкости, цвета… Оттенок, густота, твердость, непрозрачность – все это имело огромное значение. Самые необычные состояния, которые исследовали алхимики, весьма напоминают те состояния и мысли, которые посещают художников».

Вот именно «текстуру творчества» (и научного, и художественного), если можно так сказать, и удалось передать Александру Толстикову в портретах ученых и художников. На эту же идею работает и вещественная оболочка, в которую помещены эти живописные работы.

Естественно, возникает вопрос: какова дальнейшая судьба этой коллекции портретов? «Более всего я хотел передать ее в собрание Музея им. М.В. Нестерова в Уфе, в котором пропадал многие часы и дни в детстве и юности, постигая секреты мастерства живописи на примере замечательных образцов русской и западноевропейской живописи из коллекции, в свое время переданной великим Михаилом Васильевичем Нестеровым своим землякам, – поясняет Александр Толстиков. – Я хотел бы тоже быть благодарным этому городу, в котором случилось все самое лучшее в мои молодые годы, поддержать и сохранить традиции, заложенные великим русским художником».